Без срока давности

14:31, 28 сентября 2021

Ефремов в 1941-м: казнь у школы №5

«Фашистские изверги зверски повесили моего мужа». Об этом в беседе с сотрудником госбезопасности, происходившей 27 июля 1944 года, рассказала Анна Елагина.

ДОСЬЕ

Анна Ивановна Елагина. Родилась в 1918 году в деревне Яблонево Каменского района Тульской области. Из крестьян. Проживала в городе Ефремове на ул. Свободы. Образование низшее. В ВКП(б) не состояла. Трудилась в дезинфекционном отряде дезинфектором (в период оккупации нигде не работала). Вдова, воспитывала 1 ребенка.

По словам женщины, 5 декабря 1941 года днем в ее дом заявились шесть человек: два вооруженных немца, двое русских полицейских и две женщины, оказавшиеся предательницами. Анна Ивановна, ее муж и дочь в это время обедали.

– Вот он, партизан, поджигатель! – показывая оккупантам на мужа Анны Елагиной, закричала женщина-визитер.

Гитлеровцы арестовали мужа Елагиной. По пути они зашли в дом №34 по улице Свободы, где жил Василий Каменев, – и его также забрали с собой (Василия Михайловича фашисты посчитали партизаном) и вместе с Елагиным куда-то повели.

_MG_9081.JPG

«6 декабря 1941 года я узнала, что в саду по Ильинской улице немцы повесили несколько человек, – продолжила Анна Елагина, – в связи с чем пошла посмотреть повешенных. Придя в сад, я увидела страшную картину. На деревьях висели мой муж и Каменев. Через несколько дней я снова пошла в сад, где висело уже 3 трупа. Третьим был Чупринин (по другим данным, Чупрынин. – Прим. ред.) Иван, рабочий завода СК-3».

ДОСЬЕ

Иван Чупринин – муж Пелагеи Андрияновны Филиной, родившейся в крестьянской семье в 1912 году в селе Шилово Октябрьского (Ефремовского) района. Считалась неграмотной. По профессии повар. Домохозяйка. В ВКП(б) не состояла. Воспитывала 4 детей. В период оккупации Тульской области германскими войсками проживала в городе Ефремове. По словам женщины, ее муж оказался в руках гитлеровцев. «Муж мой был арестован в нашей квартире. Барак был оцеплен немецкими солдатами (они искали члена ВКП(б) Лаухина, «которого сумели хорошо спрятать». – Прим. ред.), – вспоминала Филина. – По доносу гражданки N моего мужа арестовали как партизана». N вошла в дом Пелагеи Андрияновны, убедилась, что супруг последней на месте. А затем N привела в жилье солдат вермахта. Мужа арестовали. На следующий день Филина отправилась в немецкий штаб – выяснить, что же случилось с супругом? «Это не твой висит?» – задал ей вопрос какой-то немецкий офицер. Женщина увидела за школой на дереве труп мужа. Рядом были повешены еще двое мужчин. Пелагее Филиной стало плохо, она упала. «Тогда меня стали спрашивать, не мой ли это муж, и только благодаря тому, что у меня в документах была фамилия моего первого мужа, немецкие солдаты меня отпустили». Женщина так и не призналась врагам, что казненный – ее супруг. Труп Чупрынина (Чупринина) оставался висеть до конца оккупации Ефремова. Тело сняли освободившие город советские бойцы. «У него с рук были сдернуты ногти и вырезали с груди все мясо», – такие жуткие подробности преступления нацистов привела Филина сотруднику госбезопасности.

Трупы повешенных сняли и предали земле в братскую могилу в сквере только после освобождения города Ефремова Красной Армией. Как следует из материалов, предоставленных пресс-службой Управления ФСБ России по Тульской области, Егор Иванович Елагин родился в 1918 году, являлся беспартийным, работал кочегаром при воинской части. Со слов Анны Елагиной, ее муж «никаким партизаном и поджигателем не был, его повесили совершенно невинно по доносу предательниц, которые органами советской власти наказаны (осуждены) по заслугам».

Из докладной записки о злодеяниях фашистов в Ефремовском районе, составленной в 1944 году, следует: Елагин, Чупринин (Чупрынин), Каменев являлись рабочими завода синтетического каучука. Их арестовали, подвергли допросам, сопровождавшимися пытками. «У этих невинных жертв немцы повырывали ногти с пальцев верхних конечностей и пообжигали руки, затем после мучений повесили на деревьях». Трупы (они висели 7 дней) – чтобы их не снимали ефремовцы – охраняли солдаты вермахта.

Местная жительница А.В. Нефедова вспоминала: «Подойдя к школе №5, я увидела висевший на дереве труп моего мужа – Каменева. Немцы не разрешали мне взять его для погребения. Когда в город пришли наши части, труп был снят и погребен с другими жертвами фашистского террора. Осматривая труп мужа, я видела, что ногти с пальцев его были сорваны, а руки же обожжены».

Фото Сергея Киреева. На снимке: оккупанты на территории Тульской области – реконструкция событий 1941 года

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий