Без срока давности

13:16, 20 сентября 2021

Куркинский район в 1941-м: как погиб Петр Милехин

«В ноябре 1941 года немцы пришли к нам в деревню Крутое, начали собирать всех мужчин по домам, зашли и ко мне в дом два немца», – вспоминала 24 июля 1944 года в разговоре с сотрудником госбезопасности подробности оккупации Куркинского района колхозница Ефимия Милехина.

ДОСЬЕ

Ефимия Ивановна Милехина. Родилась в деревне Озерки Птанского сельсовета Куркинского района в 1898 году в семье крестьян-середняков. Проживала в д. Крутое Александровского сельсовета того же района, населенный пункт был оккупирован гитлеровцами 8 дней – «в это время ничем не занималась, пряталась от немцев». Беспартийная. Неграмотная. Занималась сельским хозяйством, трудилась в колхозе им. Кагановича. Воспитывала 5 детей.

– Пан, идем с нами, – приказали без каких-либо пояснений оккупанты Петру Милехину – мужу Ефимии Ивановны.

Петр Григорьевич взял шапку и вышел на улицу. Оказывается, солдаты вермахта искали рабочие руки, чтобы перетащить трупы убитых сослуживцев. Тела фашистов требовалось донести из Крутого в деревню Меснянка Александровского сельсовета – она от д. Крутое была расположена в паре километров. Из Меснянки мужчин погнали в д. Моховое (в 5 км от д. Крутое). Со слов Милехиной, в полдень их расстреляли. «Милехину Петру Григорьевичу разбили череп, – привела вдова жуткие детали случившегося, – от головы осталась одна только левая сторона, а вторая часть неизвестно куда делась. Кроме того, было нанесено пять штыковых ран в бока, вывернута правая рука».

В материалах, предоставленных редакции пресс-службой Управления ФСБ России по Тульской области, говорится и о том, как немцы грабили мирное население Куркинского района. Как-то в дом Милехиной зашли три солдата вермахта. Начали копаться в сундуках. Поднимали кровати. Вытаскивали все тряпки. Не постеснялись снять с ног дочери (Мария Петровна Милехина, 1925 года рождения) галоши (только вот зачем они оккупантам, обутым в сапоги?) и прихватить две дерюжки. Кроме того, солдатня забрала живность: 3 овец, 5 гусей, 8 кур – как будет выживать многодетная семья, фашистов, разумеется, не волновало. Увидели визитеры и лежавшие на печке за чугунком валенки – конечно же, обувь они тут же взяли с собой. Досталось и соседям. Оккупанты ходили по всем домам. Так, Василий Кириллович Щербак лишился коровы, 3 овец, 10 кур, 3 дерюжек, 5 платков, 5 платьев, 2 одеял, 3 пар галош. «Забрали все нитки, – уточнила Ефимия Милехина, – взяли все пуговицы и всякую мелочь собирали по всем домам, а также собирали по домам яйца, масло, сало, мясо. И забирали все, что попадает под руки. Тех, кто пытался прятать продукты и имущество, избивали и угрожали расстрелом».

ДОСЬЕ

Как следует из справки Куркинского исполкома райсовета депутатов трудящихся за июль 1944 года, в ряде советов района оккупанты находились с 22 ноября по 14 декабря 1941 года. За это время они уничтожили 3542 строения, в том числе сожгли 1697 домов колхозников, 20 школ и одну больницу, один медпункт, 2 детских яслей, 2 здания сельсовета, 38 конюшен, 74 зернохранилища, 15 скотных дворов, 6 кузниц, клуб совхоза, одну церковь и 5 жилых домов совхоза. В районе гитлеровцами был расстрелян 121 человек (в том числе 18 женщин и 10 детей).

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий