Без срока давности

14:50, 06 октября 2020

Оккупация Лихвина: как погибли Анна Борисова, Евгений Салищев и Елена Алексеева

В год 75-летия Победы над фашистской Германией пресс-служба УФСБ России по Тульской области и редакция газеты «Тульские известия» продолжают публиковать на сайте издания уникальные документы о злодеяниях гитлеровцев на территории региона. Они призваны напомнить соотечественникам, и в первую очередь молодежи, о том, какое зло несли захватчики и их пособники гражданам нашей страны. Мы делаем это еще и для того, чтобы еще раз указать: виновниками преступлений в годы войны были не только эсэсовцы, но и военнослужащие вермахта, о чем часто «забывают». Совместный проект «Без срока давности» нацелен на то, чтобы школьники, студенты и представители других слоев общества знали имена (правда, известны они не все) жертв фашизма, даты и места их гибели – знали и помнили. В этот раз мы расскажем о том, что происходило в 1941-м в Суворовском районе.

27 июля 1944 года Елена Александровна Кутяшева, которая в 1941-м проживала в Тульской области на оккупированной территории, подписала акт о злодеянии гитлеровцев в городе Лихвине (ныне Чекалин). В документе говорится о том, что 25 декабря 1941 года при отступлении немцев из Лихвина ими была убита Анна Ивановна Борисова. Женщина проживала в доме № 5 по улице Коммунистической – и там же ее настигла вражеская пуля. «Она находилась около окна в комнате, ее увидел немец, выстрелил в нее с угла другого дома и убил», – описывала подробности случившегося Елена Кутяшева.

На фото: немецкие солдаты в ходе боев в СССР стреляли по всему, что движется, и не задумывались, солдат перед ними или мирный житель

pzb-1.jpg

Тогда же, летом 1944 года, Чекалинский горисполком составил справку, подтверждающую факт гибели мирной жительницы. Из нее следует, что Анна Борисова родилась в 1911 году в крестьянской семье. Анна Ивановна воспитывала троих детей в возрасте от одного месяца до двух лет. Можете себе представить, каково это было – во время оккупации находить каждый день хоть какое-то пропитание для немаленькой семьи, а также обеспечивать себя и ребятишек одеждой, обувью, дровами или углем. И это в тяжелейших условиях, когда солдаты вермахта или коллаборационисты в любую минуту могли зайти в дом, перевернуть все вверх дном, забрать последний кусок хлеба, горсть зерна, варежки, шапку… «Борисова отталкивала детей от окна, и в это время немец выстрелил в гражданку и убил», – уточняется в справке. Вероятно, какой-то безвестный гитлеровец и не вникал, кто там мелькнул в окне перед его глазами: ребенок ли, женщина или красноармеец. Выстрелил – и забыл.

А вот какую печальную историю рассказали 27 июля 1944-го чекалинцы Ефросинья (по другим данным Апросинья) Петровна Хохлова и Анна Федоровна Аксенова. По их словам, 24 декабря 1941 года они стали очевидцами расправы оккупантов над гражданами Лихвина Евгением Егоровичем Салищевым и Еленой Николаевной Алексеевой. Трагедия разыгралась на окраине города. «Их привели два немецких солдата (по другим данным конвоиров было около 10, о чем мы еще расскажем ниже. – Прим. ред.), – говорится в акте о злодеянии. – Посреди дороги они были расстреляны и валялись на дороге. Когда вели их на расстрел, мальчик десяти лет, сын Алексеевой Е.Н., бежал за ними, кричал, а немцы все время его отгоняли. Мальчик был до конца, пока их расстреливали»

Что мы сегодня знаем об этих людях? Чекалинский горисполком информировал: Елена Алексеева родилась в 1900 году в семье рабочих, была членом партии, работала заведующей домом колхозника, являлась депутатом городского совета, была расстреляна в Лихвине в местечке под названием Бетонка. Вот и ответ, почему Елена Николаевна попала в поле зрения гитлеровцев: коммунистка – а значит, Третьему рейху такие люди не нужны, они просто подлежат ликвидации. А чем не угодил врагу Евгений Салищев? Он появился на свет в 1898 году в семье крестьян. Трудился инспектором горфо (финансового отдела горисполкома), был депутатом городского совета. Последнее обстоятельство, вероятно, натолкнуло немцев на мысль, что такой человек – авторитетный, умеющий управлять людьми, способный быстро находить пути решения проблем – может пригодиться и новой оккупационной власти. Но, как говорится в справке Чекалинского горисполкома, Евгений Егорович отказался идти на сделку с совестью: «не пошел работать в <немецкую городскую> управу, за что был расстрелян в местечке Бетонка».

В беседе с сотрудником госбезопасности летом 1944 года Апросинья Петровна Хохлова, 1905 года рождения, уроженка поселка Митин Завод, из крестьян-бедняков, неграмотная, жительница Чекалина, сторож «Кожсиндиката», мать четверых детей, беспартийная, уточнила ряд важных деталей: местных активистов (работника гособеспечения Алексееву и представителя горсовета Салищева) примерно в 16 часов в один из декабрьских дней 1941 года – незадолго до вступления в Лихвин Красной Армии – вел под охраной немецкий отряд численностью около десятка солдат. Казнили лихвинцев рядом с домом Хохловой. «Сперва была убита Алексеева, – говорила Хохлова, – по ней сделан был выстрел из винтовки, а затем немецкий офицер (чин и приметы его не помню) подошел к ней, тронул ее, она еще была жива. И он выстрелил из пистолета ей в голову. После нее был убит Салищев. Трупы разрешили похоронить родным».

Фото waralbum.ru

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий