Культура

20:59, 10 июля 2012

Игра страстей, теней и света

Во время фестиваля «Сад гениев» в музее-усадьбе «Ясная Поляна» прошел показ отрывков спектакля «Крейцерова соната». Желающих насладиться работой актеров театра «Сатирикон» Агриппины Стекловой и Владимира Большова собралось много.

У этих артистов счастливая творческая биография: оба много и плодотворно работают в кино и театре, причем на сцене играют классику: она задействована в «Макбете», «Короле Лире», он – в «Федре», «Ромео и Джульетте», «Служанках». Но на открытой площадке, средь белеющих в сумерках березовых стволов  мастера работали впервые, отметив в беседе, что в музее-усадьбе им были созданы все условия.
Большов: Да, это новшество. На природе все по-другому воспринимается.
Стеклова: У нас сегодня вообще обилие профессиональных впечатлений. Мы в первый раз в принципе играем – или читаем? – отрывки из «Крейцеровой сонаты», а не показываем спектакль полностью. Существование в подобном жанре – необычно, да еще на такой сцене, когда нет замкнутого театрального пространства. Но это не отвлекает, а, наоборот, словно помогает сосредоточиться.
Б.: Текст выбирали вместе, так что получилась наша версия, своеобразная  компиляция.
– Комары не мешали?
Б.: Нет, на сцене их не было.
С.: Мне, по крайней мере, никто не мешал.
– Этот показ – разовая акция?
С.: Подготовили только для фестиваля. Нам любезно предоставили такую возможность, я бы даже сказала – честь: работать на родине гения. Когда обратились сначала только ко мне, я поняла, что одна не справлюсь. И организаторы хорошо отреагировали, когда я в партнеры предложила Володю.
– Вас просили показать именно «Крейцерову сонату»?
С.: Все что угодно, в выборе мы не были ограничены. Хочу еще сказать огромное спасибо всем музейным работникам, потому что мы заново соприкоснулись с творчеством Льва Николаевича: многое пришлось проштудировать, перечитать. Мы думали поставить сначала «Каренину», но потом узнали, что в прошлом году здесь было несколько обращений к этому роману. И мы решили не повторяться.
– «Крейцерова соната» – странный выбор для вашей семьи, которую все знают  как счастливую...
С.: Это же актерская семья. Почему нет? Наоборот – интересно оказаться на месте другой супружеской пары.
Б.: Еще было интересно с этим материалом поработать – неоднозначное, конечно, произведение, тот редкий случай, когда можно набраться наглости поспорить с автором. Оно малоизвестно, не все его читали, так что мы выступаем еще и как просветители.
С.: Скандальная, запрещенная, бывшая «бомбой» в свое время повесть, я представляю, как читали ее современники Толстого. Это в нашей редакции мы еще что-то смягчили, а вообще там все очень жестко звучит – как приговор, что вызывает мощнейшее эмоциональное впечатление.
– Вы и работали очень эмоционально.
Б.: Это – основа профессии, ее неотъемлемая часть. Я больше волновался, как это разложится на двоих. Произведение написано от лица мужчины, но, так как много обращений к женщине, нашлась возможность огромные части отдать прекрасной половине. И у этого прочтения, мне кажется, есть преимущество – получается не однобокий взгляд, а как бы видна и позиция героини по отношению к происходящему.
С.: Можно поспорить с мужской точкой зрения, но, как с гением, с Толстым не поспоришь: литературно все обосновано.
Б.: Многое здесь привнесено из личного дневника писателя: то, что касается детей, ссор, отношений с женой.
С.: Детям там целая глава посвящена.
Б.: В том, что касается детей, позиция его ясна, понятна, она прозвучала откровенно. И я считаю, что дети – самое прекрасное, что есть в жизни.
– Но  герой, мужчина, просто  не любит женщину…
Б.: А как же он ее убил-то? Из-за чего? Так не доставайся же ты никому?..
– Из себялюбия.
Б.: Хорошо, что есть повод для размышлений, каждый поймет по-своему, может и поспорить про себя – с автором, с нами.
– Вам не кажется, что просто люди того времени были более «тонкокожие», чем сейчас?
Б.: Я читал книгу «Бегство из рая» Павла Басинского, который как раз перед нашим показом выступал здесь с лекцией на эту тему. Там очень подробно описана первая половина жизни Толстого. Если ее не знать, кажется, все нормально, родился гений сразу. Но была и жизнь, которую он сам назвал «гноем разврата». Другое дело, что он из этого вырвался, так что  почва для написания «Крейцеровой...» присутствовала. И конечно, в позапрошлом веке люди были другими, и условия жизни не соответствовали нашим, и нравы…
– Для себя какие-то выводы сделали? Очень семейная история...
С.: Чего стоят слова персонажа: надо либо убивать ее, либо не жить вместе. Страшно представить, что такое существует где-то, в чьей-то жизни и сегодня. Мне кажется, у нас именно эта тема непонимания, расхождения ярко прозвучала, – и неважно, изменила она ему или не изменила. Будем считать, что – нет, но повод был, и так далее… Не в этом суть: если нет любви, никто не спасет, не удержит двоих вместе, даже дети.
Б.: Сейчас все просто: отношения исчерпали себя – и ты пошел развелся. Но надо их уметь выстраивать, а значит – уступать, прощать, из чего и складывается счастливая семейная жизнь.
– А вы часто уступаете друг другу?
Б.: Я – каждый день.
С.: А я – каждый час. Это непросто – быть много лет рядом с человеком. С одной стороны – надо любить. Но с другой, это очень сложно – быть счастливыми всю жизнь.  И делать счастливыми друзей, родителей, детей.
Б.: Это же не просто сахарная вата, это сложная субстанция.
С.: Если бы можно было узнать… нет, не формулу любви, а формулу счастливой семейной жизни… Но людям это не под силу, только – Всевышнему.
– Какое впечатление произвел на вас фестиваль «Сад гениев»?
Б.: Все прекрасно: и организация, участники, с кем довелось пообщаться. А на наш спектакль, я думал, придут, как говорят, три калеки с половиной. Но был «полный зал» под открытым небом.
С.: И на лекцию к Басинскому тоже полный зал собрался. Мы можем только гордиться, что принимаем в этом проекте участие, и надеемся, что наше сотрудничество в дальнейшем продолжится, хотя бы в качестве зрителей. Мы, к сожалению, просто не можем остаться на завтра, чтобы посмотреть своих коллег из других стран.
– Часто делаете подобные спектакли на двоих?
С.: Мы иногда сотрудничаем, пересекаемся в совместных проектах, но чтобы вдвоем сделали какую-то работу – это в первый раз.
Марина ПАНФИЛОВА
Фото Елены КУЗНЕЦОВОЙ

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему