Культура

00:00, 17 февраля 2018

Александр Панкратов-Черный: от любви до кохання

Персонажи народного артиста РФ Александра Пакратова-Чер­но­го на экране и на сцене – весельчаки и балагуры. Таким воспринимают зрители и самого актера – пока не познакомятся с его литературным творчеством.

Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Александр Васильевич – член Союза писателей России, обладатель литературных премий «Петрополь», имени Пушкина, имени Франца Кафки и премии Ксении Блаженной. А еще он – президент фестиваля искусств «Южные ночи», член Совета благотворительной организации «Благомир», президент детского спортивного фонда «Наше поколение».
В Тулу на этот раз Панкратов-Черный приехал со спектаклем «Женихи», в котором играет вместе с народной артисткой РФ Татьяной Кравченко – легко, зажигательно, представляя зрителям забавные ситуации, в которых оказываются их герои.
А потом в гримерной Александр Васильевич вспоминал, как несколько лет назад в Киреевском районе Тульской области снимался сериал с его участием «От любви до кохання» – мелодраматическая история о непростых отношениях России и Украины.
– С тех пор у меня остались прекрасные воспоминания о Тульской земле: местные жители относились к нам очень тепло. Еще я познакомился и подружился с Владимиром Ильичом Толстым, побывал у него в усадьбе «Ясная Поляна». Были встречи с оружейниками, сотрудниками УВД.
Потом в Тульской области снимался сериал «Воротилы», где мы играли вместе с Анни Жирардо – так что с вашим регионом меня многое связывает.
А сегодня приехал с новым спектаклем режиссера Михаила Елисеева: мы с ним уже объехали полстраны – в Сибири были, в Подмосковье собираемся показать.
– У вас напряженный график работы?
– Да, хоть я и не состою в штате театра, но занят в двух антрепризах в Петербурге, в четырех в Москве – мотаюсь много. И снимаюсь, конечно: недавно закончили продолжение телевизионного фильма «По законам военного времени». Мы начали его снимать в 2015-м на Украине и три года не могли получить первые 14 серий. Но в прошлом году к Дню Победы наконец-то смогли показать – рейтинг был высокий, и теперь создали еще восемь серий.
Мне въезд на Украину запрещен – за выступление в Севастополе перед нашими ребятами – моряками, эмчеэсниками, – поэтому материал с моим участием делался на полигоне в Подмосковье. Помню, как «От любви до кохання» мы снимали с надеждой и уверенностью, что отношения с Украиной наладятся, но… когда наши ребята поехали в Харьков продолжать съемки, в Киеве им запретили появляться в форме бойцов Красной армии – мо­лод­чи­ки-националисты поломали аппаратуру, попортили декорации, избили, в том числе украинских актеров, за то, что снимаются в российском сериале.
Я туда не ездил: моего героя водителя Григория Ивановича по сюжету ранили. Да и сам я во время съемок тоже покалечился: бегал и падал – от взрыва, перед взрывом, было много дублей. А на второй день чувствую – вздохнуть не могу, рентген показал, что сломаны два ребра, но сейчас все прошло.
– А про наше время какие-то фильмы с вашим участием будут?
– Да, будем работать над сериалом, у которого пока нет названия, только условное. Уже отсняли «пилот»: я там играю строгого отца семейства, кондитера, мы с дочкой производим мороженое. Это мелодрама – о любви, о разлуке. Планируется 20 серий, ждем результата – что скажет руководство телеканала.
– Александр Васильевич, два самых ваших любимых зрителями персонажа носят одинаковые имена. Это – Степан в фильме Шахназарова «Мы из джаза» и Степа Лиходеев из «Мастера и Маргариты» Владимира Бортко…
– Да, интересное совпадение… Но в нашей семье Степанов не было. Есть Трофим, Яков, Василий, Андрей, сына своего я назвал Владимиром – в честь Высоцкого. Родственники по отцовской линии – черниговские казаки, а по материнской – донские. Четыре поколения моих предков служили в личной охране царей. Дедушка – Яков Трофимыч Токарев – был штабс-капитаном, сопровождал государя императора Николая в Тобольск. Панкратов – второй муж мамы, тоже военный офицер, в 1946-м без вести пропал в Японии. Мама взяла его фамилию, чтобы нас не преследовали как врагов советской власти. А мой дядя Терентий много лет провел на Колыме – вместе с известным актером Георгием Степановичем Жженовым.
– Вы много ездите, встречаетесь со зрителями: что они хотят видеть сегодня на сцене, на экране?
– Я знаю, что людям надо нести радость, люблю играть в комедии: жизнь сложна, и хочется, чтобы люди чаще смеялись, забывая о невзгодах. Ну пусть еще будут мелодрамы – о любви, о жизни. Поэтому я улыбаюсь – и со сцены, и с экрана.
И только в стихах я исповедуюсь. Недавно были опубликованы мои мемуары «Судьба-злодейка», там я пишу маленько о своем детстве, дедушке с бабушкой, о маме. А перед этим вышел огромный том, который составила Марина Арсеньевна Тарковская – «Хочу сказать», за него я получил премию Ксении Блаженной. Там – мои стихи о России. В «Королевском журнале» в Англии напечатаны 16 страниц моих стихов, во Франции в альманахе опубликовали: много стал печататься – разрешили, а в советском прошлом был запрещенным поэтом. Я в своих стихах о Боге пишу, о России – разговариваю с ней:

Ах, Россия, моя Россия,
Непонятная никому,
Солнцу радуйся в небе синем
Не проваливайся во тьму…

Сейчас роюсь в своих архивах – собираю еще один сборник. Володя Высоцкий надо мной подшучивал: «Панкратов написал больше, чем прочитал». Мне помогает жена Юлия – она по профессии киноредактор, 12 лет проработала в объединении ­Сергея Аполлинариевича Герасимова.
– Ваши пожелания читателям «Тульских известий»?
– Пусть больше читают! Сам я не люблю интернет-книги, мне надо, чтобы страницы шелестели… И – на память из моих стихов:

Если что-то со мной случится,
Вы не думайте, что случайно,
Просто к солнцу умчусь я птицей,
От отчаянья и молчанья…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему