Культура

09:00, 14 февраля 2014

Бабаня спасет мир

Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Отвечая на вопрос, о чем новый спектакль Тульского академического театра драмы «Бабаня и все, все, все…», режиссер-постановщик Андрей Любимов ответил: «О любви, об ответственности друг за друга, за близких и просто окружающих. О нехватке доброты в жизни…»

Новое произведение столичного автора Кати Рубиной в программке обозначено как «святочная история в девяти картинках», а точнее – комедия с элементами мелодрамы, а порой и водевиля. По части ролей – это находка для театра, поскольку позволяет актерам импровизировать, создавая образы невероятные, а порой сказочные.
История разворачивается в городке Спянске с «непримечательными достопримечательностями», шахтами на окраине, тремя улицами, на которых разместились бараки и «хрущевки», и где-то совсем уж с краю примостился домик, в котором живет главная героиня – простая русская женщина Анна Федоровна Луговая (Ирина Федотова), или Бабаня, как все ее зовут. Она только что похоронила дочь, и приехавшая из Австралии внучка Алка (Мария Соловьева) увозит бабушку к себе погостить. А оттуда старушка возвращается домой по транзитному билету через Бангкок и Франкфурт, на каждом континенте она встречает людей, уставших от жизни, заледеневших. И хозяйка австралийской бензоколонки Криста (Марина Борисова), и тайский ледибой Тинг-Тонг (Сергей Пыжов), и русский художник Зиновий (Анатолий Кирьяков), много лет назад переехавший в Германию, – все тоскуют, чувствуя свою ненужность, незащищенность.
Заслуженная артистка России Ирина Федотова играет радостно, легко, ее Бабаня – рисковая старушка с отменным чувством юмора, без менторства и брюзжания. Умение любить – сущность натуры этой женщины, ее жизненная позиция, позволяющая принимать человека таким, каков он есть, не донимать нравоучениями. Ведь каждого можно за что-то пожалеть: семь с лишним миллиардов населяют земной шар – неприкаянных, недолюбленных.
Вот и пошла Бабаня по свету, уча беречь и приумножать то, что есть, без апломба и цитат из хрестоматии, и там, где она проходила, оттаивали сердца. Любовь показана в спектакле без сантиментов, без агитационно-фальшивой проповеди. Русская Бабаня, оставаясь собой, в разных странах и при разных обстоятельствах искренне хочет помочь каждому, с кем встречается.
Московский режиссер Андрей Любимов уже ставил на тульских подмостках пьесу «Ретро», которая прижилась, полюбилась публике. Но там было больше юмора, а порой и откровенного хулиганства, «Бабаня» же сделана лубочно. При этом среда обитания героев пронизана прагматизмом, жестокостью сегодняшней жизни. «Земля – она завсегда жесткая, ее рыхлить, поливать надо», – философски замечает Анна Федоровна, утешая очередного горемыку.
Как пояснил режиссер, эта работа стала коллективным творчеством, актеры на репетициях импровизировали, предлагали свои решения, в итоге появились даже два новых персонажа – Боян-сказитель (Олег Есауленко) и сын художника Кифер (Юрий Богородицкий).
При этом спектакль, состоящий из девяти «картинок», очень сложен в постановке: постоянная смена интерьера, настроений, стран, многолюдье... Жизнь Бабани и всего ее поколения проиллюстрирована песнями. И когда звучат «Эх, дороги», «Пуховый платок», «Живет моя отрада», в зале – грусть. Все вспоминают своих бабушек и мам, многое вынесших на своих плечах, выстрадавших.
Катя Рубина, приехав на премьеру, осталась довольна тульской постановкой: «Я написала пьесу в прошлом году, ее уже поставили в Ярославле и в Туле, и фактически это два разных спектакля. Но в обоих красной нитью проходит главная тема: доброта спасет мир…»
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему