Культура

09:00, 17 июля 2015

Дело всей жизни

 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

В рамках Международного фестиваля «Сад гениев», инициированного музеем-усадьбой «Ясная Поляна», состоялся творческий вечер народной артистки РСФСР Ирины Скобцевой.

Эта актриса снялась более чем в 70 фильмах, наиболее известна зрителям по работам в картинах «Отелло», «Сережа», «Овод», «Отец Сергий», «Они сражались за Родину», а самая известная ее роль – Элен Курагина в киноэпопее «Вой­на и мир».
Творческий вечер на яснополянской земле начался с кадров, которые снимались здесь, в усадьбе, на березовой аллее.
– Представляете, с тех пор прошло полвека, случились самые разные события, а этот «прешпект» остается неизменным, – сказала Ирина Константиновна. – Здесь, в Ясной Поляне, особый ход времени. Помню, как я впервые попала сюда в 1944 году… Папа у меня – туляк, мама – москвичка, она надорвалась, когда рыла окопы, а под Тулой, в Лихвинке, проживали две мамины близкие подруги, врачи по профессии.  И нас отправили к ним «на прокорм»: помню, как меня регулярно ставили в амбаре на весы – чтобы определить, насколько поправилась. И первое, что мы сделали с дочерью одной из докто­ров, – сбежали в Ясную Поляну, «к Толстому», которого очень чтили в нашей семье.
Помню, как шел нам навстречу по «прешпекту» человек, представившийся Николаем Павловичем Пузиным, и, узнав, что я москвичка, сам провел экскурсию по усадьбе. Возле дома в коляске сидел мужчина, потом выяснилось, что это был один из сыновей Льва Николаевича, но мы постеснялись подойти. В самой усадьбе все было уже убрано после оккупации, но внутри чувствовалась некая неприкаянность, следы разрухи.
– Кто бы мог представить тогда, что творчество Толстого сыграет такую роль в вашей жизни…
– Я реалистка, и все мои героини получались такими же: приступая к очередной роли, я должна все знать про них, от характера и мотивов поступков до мелких пристрастий.
Но элемент мистики всегда присутствует в жизни у всех нас, стоит только обратиться к событиям прошлого и проанализировать их. Наверное, так было предрешено, что к нам на выпускные экзамены в школу-студию МХАТ пришла женщина, которую сегодня бы назвали кастинг-директором, а раньше она именовалась прозаично – помреж. Студенты играли водевиль, Галя Волчек изображала мою маму – мы с ней старались вовсю: знали, что Юткевич приступает к съемкам «Отелло» и молодые актрисы пачками ходят к нему  пробоваться на роль Дездемоны.
– Вы мечтали ее сыграть?
– Кто же не мечтал? Но нас тогда стращали участью Володи Дружникова, который снялся вместе с Аллой Константиновной Тарасовой в фильме «Без вины виноватые», а вскоре был отчислен. И нам говорили: «Пойдешь работать в кино – вылетишь!» Но когда меня утвердили – счастью не было границ. Я очень старалась, репетировала, как учили в театральной студии, выкладывалась по полной. Когда Бондарчук – уже известный актер, мэтр – понаблюдал за мной, то сказал: «В кино у вас будет только одна премьера – когда режиссер скажет: «Мотор!» – тогда и будете играть. А сейчас вы должны шаг за шагом идти к этой роли». Он  много помогал мне в кино: вначале как партнер, потом уже как муж, но при этом очень много требовал.
– Что чаще всего вспоминается из вашего кинодебюта?
– Как Юткевич стал снимать сцену венчания венецианского мавра с его избранницей – в Риге, в костеле. Утром мы приехали в столицу Латвии, привезли узел шмоток, переоделись, гример «затемнил» Бондарчука. Там была договоренность со священником, но, видимо, из-за незнания языка произошла некая путаница. Все было очень красиво, звучал орган, мы встали на колени на специальные подушечки, камера застрекотала… И вдруг в середине обряда мы с Боником переглядываемся и понимаем, что нас венчают по-настоящему! И когда выходили из костела, спеша на самолет, он мне сказал: «Ну, Скобцева, теперь ты от меня не отвертишься!» Вот и не отвертелась…
– Судьба?
– По-другому не скажешь, именно – судьба, связавшая нас на всю жизнь. У нас двое детей, Федор и Алена, внуки, правнуки. И в память о покойном муже на международном форуме «Золотой витязь» я каждый раз вручаю медаль имени Сергея Бондарчука за достижения в области искусства. И как почетный президент фестиваля «Волоколамский рубеж» я продолжаю его дело: способствовать развитию военно-патриотической темы в кино.
– Как начиналась работа над «Войной и миром»?
– Когда вышел одноименный американский фильм с Одри Хепберн и Генри Фонда в главных ролях, наши офицеры из какой-то воинской части написали министру обороны маршалу Гречко: «Как же так, за океаном сняли роман русского писателя, а на его родине – нет?..»  Кроме Сергея Бондарчука это произведение собирался экранизировать еще один известный режиссер, директор «Мосфильма» Иван Пырьев. А министром культуры тогда была Екатерина Алексеевна Фурцева – умнейшая женщина, она пригласила их к себе и объявила конкурс: выигравший будет работать над лентой. И когда эти два режиссера выходили из ее кабинета, Пырьев сказал Бондарчуку: «Я тебя уничтожу!»
Но Сергей Федорович, готовясь к этому конкурсу, снял кусок, когда горит Москва – очень страшный, реалистичный, – и получил право работать над лентой. Но этот шлейф «я тебя уничтожу!» преследовал нашу семью еще долгое время…
– Расскажите лучше о чем-нибудь хорошем…
– На съемках эпизода с расстрелом поджигателей столицы был Никита Львович Толстой, с которым мы впоследствии подружились, даже переписывались. И сейчас я корю себя за легкомыслие: не сохранила эту переписку.
И самое интересное: первый бал Наташи Ростовой снимали без перерыва, одной камерой – так решил Сергей Федорович. А это – огромный зал в триста метров, где был установлен кран, на котором уселся оператор. Камера была привязана, а на ногах у него были роликовые коньки, которые он пускал в дело, когда приходилось двигаться по полу.
Но все осложнялось тем, что сам режиссер был занят в одной из главных ролей – Пьера Безухова – и то распоряжался съемками, то надевал фрак и играл, то двигался вместе с камерой.
Мы на репетицию этой сцены брали четырехлетнюю Аленку, и она потом все спрашивала: «А почему папа на таком большом пылесосе ездит?»
Правда, в Бородино мы ребенка с собой не возили: там – взрывы, камера «въезжала» и в дом, и в батальные сцены, лошади падали, люди валились с ног. Но могу с гордостью сказать: ни одного несчастного случая во время работы над «Войной и миром» не было.
Были смешные истории: к примеру, когда «маляр» – человек, который гримирует массовку, рисует кровь, во время ответственного момента съемок залил белые лосины Вячеслава Тихонова – Андрея Болконского. И Бондарчук погнался за ним с воплем: «Я тебя сейчас убью!», а в итоге споткнулся, упал и весь вымазался в киношную «кровь». И под общий хохот «маляр» Ваня сбежал из группы, мы его потом долго не видели – до начала съемок «Они сражались за Родину».
– Вы не рассказываете о своей работе в киноэпопее.
– Как всегда, о себе – в последнюю очередь… Могу лишь сказать, что мне несказанно повезло: этот фильм называют нашим национальным достоянием, он два раза обошел земной шар, демонстрировался во многих странах мира. И, конечно, участие в нем – подарок для любой актрисы.
Тут многое можно вспомнить. И как мы с Люсей Савельевой, исполнительницей роли Наташи, побывали и на приеме у английской королевы, и в Японии, и на многих фестивалях. Или как жена Сергея Михалкова дала мне на съемки свои дорогущие серьги, и я сшила байковый мешочек, повесила на грудь и там хранила эти драгоценности, которые на экране прекрасно сочетались с чешской бижутерией от «Яблонекс».
Вообще было много легенд – к примеру, что этот фильм – самый дорогой у нас в стране в смысле бюджетных затрат. Но он стал для нас действительно дорогим по другой причине: многие музеи, частные лица предоставляли подлинные вещи для съемок.
Так, для дуэли Пьера Безухова и Долохова, которого играл Олег Ефремов, в Ленинграде какой-то человек принес полированную шкатулку с пистолетами, принадлежавшую его прадеду.
Или в Филях Барклай-де-Толли держит в руке роскошную табакерку, которую нам привезли из кремлевского запасника – на полтора часа. Она была упакована в несколько коробок, в вату, тряпицу…
Такое было ощущение, что вся страна объединилась, чтобы страницы ее истории были запечатлены правдиво.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий