Культура
11:20, 25 октября 2019
Держаться за землю
Разделенный междоусобицей Донбасс стал главным героем одноименного романа Сергея Самсонова, удостоенного этой осенью литературной премии «Ясная Поляна». Это книга, которая стала одним из отражений изменившегося положения сил в русской литературе.
Андрей ЖИЗЛОВ
Геннадий ПОЛЯКОВ
Эти изменения для людей, которые находятся снаружи, произошли достаточно внезапно и сравнительно быстро. Давно ли, кажется, смеялись над реализмом, считая Валентина Распутина ретроградом и нося Виктора Пелевина, как бухарского эмира, на мягких носилках почета и сладострастного почитания? Но русская литература опять повернулась к двум своим многовековым основам – реализму и эпосу. Разумеется, впитав в себя самые животворные соки постмодернизма. Самсонов тоже создает свою часть этого эпоса. Ему 39, и по литературным меркам он только приближается к возрасту зрелости, но еще не пришел к нему. Он продолжает поиск не только в области тем, но и на пространстве языка. В романе «Держаться за землю» это заметно уже с первых страниц. Густые метафоры, длинные предложения, нагромождение сравнений – это приметы стиля, за который Самсонова успели поругать и более-менее известные критики, и читатели. Но стиль для него не самоценен – такой язык будто бы порождает сам Донбасс, о котором он пишет. Его бы прекрасно понял Михаил Шолохов – пусть перед его глазами было больше степей, чем терриконов угольной породы. Главное одно: что земля у Шолохова, что угольный пласт у Самсонова – одухотворенные. Но если у автора «Тихого Дона» даже политая кровью Гражданской войны земля – это метафора жизни, обновления (пусть даже идеал будущего просматривается с трудом), то у Самсонова шахта – будто преисподняя. Какое тут обновление, если там, на-гора – война, которая раздирает и Донбасс, и людей, живущих в нем: самых разных – горняков, чиновников, военных… И внутри каждого человека тоже война, тоже боль, которую унять невозможно. Уже на первой странице шахтер успокаивает себя советской горняцкой песней – лишь потому, что иначе не может справиться с ужасом. Потому что он чувствует это будто живое существо – нутро Донбасса, которое может в секунду уничтожить людей, вгрызающихся в него: «Ему была слышна какая-то глубинная пульсация породы, разделенной несметными паутинными трещинами на огромные блоки, пластины, шипы, ему были внятны все жалобы трущихся глыб, сдвигавшихся на волосок по отношению друг к другу».
«Держаться за землю» – один из фрагментов самсоновского эпоса, в котором живут герои предыдущих его книг: композитор-авангардист («Аномалия Камаева»), советский и немецкий летчики («Соколиный рубеж»), талантливый футболист («Ноги»), сталевар-бунтарь («Железная кость»). Эпоса страшного и прекрасного, который начался еще со «Слова о полку...» и не знает конца, пока длится история русского народа и русской литературы.
Андрей ЖИЗЛОВ
Геннадий ПОЛЯКОВ
Эти изменения для людей, которые находятся снаружи, произошли достаточно внезапно и сравнительно быстро. Давно ли, кажется, смеялись над реализмом, считая Валентина Распутина ретроградом и нося Виктора Пелевина, как бухарского эмира, на мягких носилках почета и сладострастного почитания? Но русская литература опять повернулась к двум своим многовековым основам – реализму и эпосу. Разумеется, впитав в себя самые животворные соки постмодернизма. Самсонов тоже создает свою часть этого эпоса. Ему 39, и по литературным меркам он только приближается к возрасту зрелости, но еще не пришел к нему. Он продолжает поиск не только в области тем, но и на пространстве языка. В романе «Держаться за землю» это заметно уже с первых страниц. Густые метафоры, длинные предложения, нагромождение сравнений – это приметы стиля, за который Самсонова успели поругать и более-менее известные критики, и читатели. Но стиль для него не самоценен – такой язык будто бы порождает сам Донбасс, о котором он пишет. Его бы прекрасно понял Михаил Шолохов – пусть перед его глазами было больше степей, чем терриконов угольной породы. Главное одно: что земля у Шолохова, что угольный пласт у Самсонова – одухотворенные. Но если у автора «Тихого Дона» даже политая кровью Гражданской войны земля – это метафора жизни, обновления (пусть даже идеал будущего просматривается с трудом), то у Самсонова шахта – будто преисподняя. Какое тут обновление, если там, на-гора – война, которая раздирает и Донбасс, и людей, живущих в нем: самых разных – горняков, чиновников, военных… И внутри каждого человека тоже война, тоже боль, которую унять невозможно. Уже на первой странице шахтер успокаивает себя советской горняцкой песней – лишь потому, что иначе не может справиться с ужасом. Потому что он чувствует это будто живое существо – нутро Донбасса, которое может в секунду уничтожить людей, вгрызающихся в него: «Ему была слышна какая-то глубинная пульсация породы, разделенной несметными паутинными трещинами на огромные блоки, пластины, шипы, ему были внятны все жалобы трущихся глыб, сдвигавшихся на волосок по отношению друг к другу».
«Держаться за землю» – один из фрагментов самсоновского эпоса, в котором живут герои предыдущих его книг: композитор-авангардист («Аномалия Камаева»), советский и немецкий летчики («Соколиный рубеж»), талантливый футболист («Ноги»), сталевар-бунтарь («Железная кость»). Эпоса страшного и прекрасного, который начался еще со «Слова о полку...» и не знает конца, пока длится история русского народа и русской литературы.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий
Ранее на тему
Что сказал бы Гиндес?
25 октября, 11:19
Чудеса, рожденные в горах
25 октября, 11:16
Скоро будет один сплошной интернет?
25 октября, 11:15
«Оазис Ностальгия»
25 октября, 11:15