Культура

10:20, 22 апреля 2019

Феб, возвращенный из небытия

«Феб Лучезарный» – гордость Тульского областного художественного музея. Эта картина известного русского живописца Валентина Серова – единственный пример росписи потолка в его творческой деятельности.

Марина ПАНФИЛОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ

В 1887 году Серов, тогда еще молодой малоизвестный художник, был приглашен тульским помещиком статским советником Николаем Дмитриевичем Селезневым в принадлежащее ему село Архангельское Ефремовского уезда. Усадьба была богатой, с красивым садово-парковым ансамблем и лодочной станцией. Николай Дмитриевич, унаследовав от отца это имение, решил построить там новый большой дом и для оформления интерьеров выписал мастеров из Германии. А расписать большой красивый плафон в одном из залов пригласил Валентина Серова.
Сведений о том, кому принадлежала идея сюжета – живописцу или его заказчику, – нет. Картину Серов создавал на круглом холсте масляными красками.
В центре размещена золотая колесница с восседающим на ней богом солнца – Гелиосом (Фебом). Он крепко держит поводья, правя четверкой белоснежных коней, взирая вниз на землю – свои владения. Его голову обрамляет ореол лучей, пронзающих облака.
Две спутницы Гелиоса – олицетворение двух зорь, над одной из них сияет утренняя звезда, а над другой – восходящий в вечернем небе месяц. Выстроенная композиция демонстрирует переход дня по мере движения сверкающей колесницы бога солнца. Преобладающие в изображении нежно-золотистые, сине-голубые, розовые, коричневые и серые тона создают атмосферу воздушности.
После выполнения эскиза, который понравился хозяину, Серов получил задаток в 300 рублей и приступил в январе 1887 года к самой работе. За картину ему было обещано 1000 рублей. Для сравнения: за «Девочку с персиками» он награжден в Московском обществе любителей художеств премией в 200 рублей.
Через пять месяцев все было готово. Есть свидетельства, что когда привезли и распаковали огромный ящик и все увидели картину, то германские мастера живописи раскритиковали произведение. Но Селезневу работа понравилась, он доплатил художнику оставшуюся сумму.
Деньги пришлись как нельзя кстати, и Серов с друзьями – Ильей Остроуховым, Михаилом и Юрием Мамонтовыми – отправился в Италию, что было его давней мечтой.
А вот «Фебу Лучезарному» судьба уготовила много испытаний: в 1905 году хозяин Архангельского умер, а наследников у него не было. В этом же году в усадьбе случился сильный пожар, в котором сгорело все, но полотно на потолке уцелело чудом. Оно было передано в существовавший тогда в Ефремове музей имени Лермонтова, где хранилось в свернутом виде еще несколько лет.
Вторым рождением картина обязана художнику Игорю Грабарю, который после долгих поисков в 1925 году обнаружил ее в подвале школы, где ею… накрывали бочки с капустой! Состояние знаменитого шедевра было ужасным: 78 сквозных порывов, изломы, сам холст имел сильную деформацию механического и химического происхождения.
В таком жутком виде «Феб Лучезарный» был передан в тульский музей на хранение, а в 1947 году отправлен в Москву в Государственную центральную художественную реставрационную мастерскую, где его долго и кропотливо восстанавливали. Немало хлопот доставил столярный клей, с помощью которого произведение прикрепляли к потолку. Клей намертво въелся в холст, сильно стянув его.
Вернулась картина в музей только через 9 лет, в 1956 году. И с момента открытия в 1964 году нового здания музея в Туле «Феб» находится на почетном месте.
Сейчас диаметр уникального произведения – 2 метра 74 сантиметра: как рассказала ведущий специалист отдела западноевропейского и русского искусства Мария Серова, при реставрации был срезан край полотна, на котором размещались узоры.
На недавно проходившей в Москве юбилейной выставке Валентина Серова были представлены две работы из Тульского областного художественного музея, в частности – «Портрет Саввы Мамонтова». «Феба Лучезарного» тульские музейщики не решились отправлять в столицу – из-за опасений повредить при транспортировке.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий