Культура

17:25, 29 июля 2021

Искусство в цифре

Ирина МЕЛЬХАНОВА

Как себя чувствует искусство в цифровую эпоху – вполне комфортно или несколько неуверенно? Какими должны быть современные мультимедийные музеи? И может ли хайп без четких правил менять людей? Об этом мы поговорили с медиахудожницей Анной Титовец, которая недавно встретилась с туляками в «Октаве».

– Анна, искусство в любых его формах и проявлениях всегда было частью духовной культуры человечества. С этой точки зрения, создание художественной работы при помощи программного кода выбивается из контекста?

– Любая культура и ее продукты – это исторически обусловленный процесс, который постоянно обновляется новыми формами и новыми типами результатов творческой деятельности людей. И в этом смысле как раз тот факт, что произведение искусства создано современным инструментарием, соответствующим современному миру, и отражает особенности информационной эпохи – безусловно делает такой арт-проект частью актуальной культуры. В этом нет ни единого сомнения.

– Может ли научное открытие, инновация стать частью культуры?

– Согласно определению, что такое культура и что такое научное открытие – любой продукт человеческой творческой, умственной и научной деятельности становится частью культуры. Если речь идет об архивации цифрового наследия – то в этом с одной стороны есть определенные сложности, но они являются чисто техническими – например, как хранить и выставлять произведение, которое было создано с помощью самых первых ЭВМ с использованием перфокарт.

– Оцифровка, по сути, технический акт кодирования некоей работы, которую условно можно считать оригиналом…

– Если речь идет об оцифровании живописных и классических произведений искусства и создании цифровых архивов – то это процесс архивации, который отвечает потребностям эпохи. Ценность, вероятно, очевидна – сделать доступным произведение и сохранить его цифровую копию на случай Армагеддона.

Если речь о том, что художник нарисовал что-то или сфотографировал на пленку, отсканировал и загрузил на компьютер или в интернет без изменений (это важно), и вместо бумаги его произведение становится информацией, которая передается теперь другим медиа – цифровым – то от того, что мы смотрим на фото на экране компьютера произведение не перестало быть тем же самым произведением искусства, оно просто начало «жить» в цифровой среде. Если только особенности материального носителя не были частью художественного замысла, как, например, определенный рельеф бумаги или толщина нанесения краски. Интересно, что ровно эта особенность – «уникальность материального носителя» так важна коллекционерам классического искусства, это и есть то, что создает так называемую «ауру», произведений, которые существуют в материальных «подлинниках» если интерпретировать определение социолога и философа Вальтера Беньямина. С приходом индустриальной революции еще в начале 20 века возможности бесконечного самовоспроизведения и распространения произведения довольно радикально поменяли представление о критериях подлинности и ценности произведений искусства. В цифровом мире распространение работы в сети никак не уменьшит ее эстетическое и художественное значение, а в большинстве случаев – наоборот, увеличивает. Искусство, которое может быть представлено без потери смысла в цифровой среде в идеале должно быть максимально доступно множеству людей. При этом проблема ограничения количества копий и проблема копирайта – то есть авторских прав, конечно же существует, но в первую очередь решение этой проблемы важно для функционирования системы арт-рынка.

– Что будет представлено в экспозиции Музея криптографии, открывающегося в Москве этой осенью?

– Музей криптографии – это научно-технический музей, в котором посетители смогут с помощью мультимедиа и интерактивных инсталляций узнать об истории развития коммуникации между людьми от древних времен до современных мессенджеров, изучить способы защиты информации в разные эпохи. Также в экспозиции будут представлены уникальная историческая коллекция шифровальной техники, специальные форматы – научные и исторические комиксы, мультимедиа игры, кинетические объекты. Что особенно важно для меня, как для человека, погруженного в контекст медиаискусства – в экспозицию интегрированы произведения известных художников из разных стран (Германия, Австрия, Англия, Испания, Россия), которые предлагают посетителям альтернативный, художественный взгляд на научные темы, в частности, на технологию блокчейн, о которой, в частности, пойдет речь в моей лекции 10 июля.

– Зачем обществу технология NFT?

– Несмотря на то, что на данном этапе NFT – это хайп с отсутствующими четкими правилами и множеством вопросов, эта технологий потенциально может поменять довольно много вещей. Во-первых, внезапно у людей меняется осознание ценности произведенных в интернете продуктов – кому, например, в голову могло прийти, что можно оказаться владельцем первого твита в мире? При этом культурно-историческая ценность этого первого сообщения не вызывает сомнений так же, как первая фраза, которая была передана с помощью телеграфа. Страсть людей к обладанию чем-либо подпитывается осознанием ценности этого чего-либо. И мне лично очень нравится этот внезапный сдвиг в сознании, что цифровое, то бишь некоторым образом «ничье», тот же nyan cat, который был «народным» мемом на протяжении 10 лет внезапно приобретает ценность как объект коллекционирования. Угол зрения на продукты интернета и цифровой жизни меняется.

Кроме того, NFT может пригодиться в разных бизнесах – в играх, в мире моды. В сферах, в которых есть сложная и не всегда прозрачная система передачи прав собственности – в частности, покупка и передача права собственности на земельные участки, недвижимость или на автомобили – что-то наподобие NFT может разом лишить работы множество нотариусов и компаний, занимающихся регистрацией сделок, и предложить более эффективную систему, в которой уровень доверия будет в разы выше.

– Кто ваша публика? Нуждаются ли идеи технологического искусства в «переводе» для широкой аудитории?

– Почти любое произведение искусства содержит в себе несколько слоев смыслов, современные произведения технологического искусства также можно потреблять на разных уровнях. Можно воспринимать его как результат, за которым стоит культурный, политический или исторический контекст, научное исследование или спекулятивная теория, в рамках которых произведение было создано, либо как произведение, которым можно наслаждаться на уровне чистой эстетики. В моей системе координат сверхзадача любого произведения искусства – сподвигнуть человека задуматься о той или иной идее, изменить свой взгляд на вещи или по крайней мере сдвинуть оптику восприятия того или иного контекста. Технологическое искусство зачастую работает с уровнем смысла гораздо глубже, чем с уровнем чистой эстетики.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий