Культура

11:44, 22 июня 2018

Италия на берегу Оки

 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Такова тема очередного летнего фестиваля искусств, который пройдет в Государственном музее-заповеднике «Поленово» с 21 июня по 14 июля.

Гостей ждут фильмы молодых итальянских режиссеров, концерты, редкие записи поэтов Серебряного века, лекции и мастер-классы, знакомство с итальянской кухней.
Как рассказала директор музея-заповедника Наталья Поленова, выбор именно итальянской темы для фестиваля в усадьбе великого русского живописца вполне логичен. Сразу после окончания с отличием Петербургской академии художеств в 1873 году Василий Поленов вместе с другом по кисти Ильей Репиным отправился в путешествие по Италии. Проехав множество городов, друзья остановились на несколько дней в Неаполе. Тогда у Василия Поленова родилась идея создать серию полотен на евангельские сюжеты, и тогда же он сделал свой первый эскиз для картины «Христос и грешница». Именно это полотно и стало для него знаковым. Работа над монументальным произведением заняла у художника 18 лет: он постоянно что-то поправлял, добавлял красок, чтобы придать сюжету максимум реалистичности. Кстати, черно-белое полотно, выполненное углем, хранится в доме-музее живописца в усадьбе «Поленово».
Главным событием летнего фестиваля искусств стал выставочный проект «Итальянские впечатления Поленовых».
В фахверковом сарае разместилась экспозиция, центром которой стал один из шедевров музея-заповедника – «Мадонна сиенской школы», произведение XIV века, купленное Василием Поленовым в Италии для своей собственной коллекции.
Все произведения, что вошли в экспозицию, извлечены из фондов, они написаны не только Василием Дмитриевичем, но и его сестрой Еленой, которая стажировалась на вилле Медичи, а также матерью Марией Алексеевной.
– Если для фестиваля «В поисках Земли обетованной» мы смогли собрать работы только самого художника, то тут – итальянские впечатления Поленовых и их друзей, – отметила Наталья Поленова. – Текст каталога был написан известным филологом, философом, специалистом по итальянской культуре Николаем Котрелевым, переводчиком. Мы специально издали его на двух языках. Здесь же разместилась диорама – театр, который Поленов сделал для крестьянских детей. В ней показаны две работы Василия Дмитриевича – пейзажи одним нажатием выключателя предстанут то в дневном, то в ночном освещении…
И конечно, в экспозиции представлены пейзажи Италии – законченные работы, наброски, этюды, каждый из которых имеет свою ценность.
Василий Дмитриевич считал, что этюд важен не меньше, чем большое полотно, поскольку в нем сохраняется первое восприятие художником того, что он увидел. И последующая работа зачастую бывает намного слабее: набросок хранит ту первую эмоцию, что подвигла к написанию, ведь уловить сиюминутное состояние природы, настроение человека очень сложно.
На этой небольшой выставке показаны также работы художников, достаточно близких Поленову, которые бывали в его доме. И таких было немало, поскольку Василий Дмитриевич 12 лет преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. И так получилось, что те, кто занимался у него в классе, затем «перекочевали» в квартиру учителя, где устраивались «рисовальные вечера». И в экспозиции – итоги одного из таких занятий на итальянскую тему, написанные Щербиновским, Серовым, Левитаном и самим Поленовым.
Интересны акварели Елены Дмитриевны Поленовой. В 1895 году, когда брат поехал в очередной раз в Италию, в Рим – продолжать работу над евангельским циклом, она приехала к нему в гости. И делала маленькие путевые эскизы-заметки, зарисовывая Неаполь, Рим.
Есть вещи, которые не показывались ни разу, – их посетители смогут увидеть впервые.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий