Культура

13:11, 01 ноября 2019

Картина, которая звучит

Елена БАЛАЕВА

Одним из самых притягательных и многозначных полотен в собрании авангардной живописи Тульского музея изобразительных искусств является работа Василия Кандинского «Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин», написанная в 1919 году.


Имя Василия Кандинского – знаковое для мирового искусства ХХ века. Художник, теоретик искусства, основоположник абстракционизма, он полностью перевернул представление о живописи, ее форме и содержании. «Беспредметная живопись не есть вычеркивание всего прежнего искусства, но лишь необычайно и первостепенно важное разделение старого ствола на две главные ветви, без которых образование кроны зеленого дерева было бы немыслимо», – писал он.
Путь Кандинского в искусство лежал через разочарование в науке и постепенное осознание себя как художника. Результатом опытов становится книга «О духовном в искусстве».
Полотно «Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин» погружает зрителя в мир неведомый, наполненный музыкой и цветом: «Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путем борьбы миров между собою создать новый мир, который зовется произведением. Каждое произведение возникает и технически так, как возник космос. Создание произведения есть мироздание».
Сложные сочетания цветовых пятен, прямые, волнистые и зигзагообразные линии, формы, перетекающие одна в другую, заставляют зрителя полностью погрузиться не только в картину, но и в мир своих эмоций. Однозначно объяснить содержание полотна невозможно, но и не нужно. У картины множество смыслов, в сущности столько, сколько зрителей. Созданная в сложное постреволюционное время, она демонстрирует глубокую духовную работу художника в плане постижения событий действительности. Это яркий образ противостояния, борьбы добра и зла, гармонии и диссонанса. Картина по-настоящему звучит. Глаз чуткого зрителя «слышит» разные музыкальные темы, которые являются главными героями картины. Так, фиолетовый клин, рассекающий яркое и подвижное музыкально-цветовое пространство, подобен холодному и беспощадному оружию, бесстрастно уничтожающему жизнь. Не случайно одной из главных задач своего творчества художник видел создание синтетического искусства, которое объединило бы в одно целое живопись, музыку и драматургию.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему