Культура

20:26, 18 февраля 2015

Кудрявый декор

 Ирина СУРКОВА
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ

Даже если иностранный ценитель этого искусства плохо проговаривает другие русские слова, фразу «тульская всечка» он почти наверняка произнесет четко и ясно. Инкрустированные произведения Сергея Горбунова зарубежные покупатели  в свое время разбирали еще до открытия выставок. Корреспонденты «ТИ» напросились к  мастеру в гости.

Работа для рук и глаз
Журналистов Сергей Витальевич принял у себя в мастерской тульского Дома народного творчества. Помимо него там трудятся кузнец, мастер по металлу, гравер и ювелир. Усилиями дружной команды невзрачные куски железа и дерева превращаются в настоящие шедевры. За чашкой чая ее руководитель с радостью поведал свою творческую биографию, а затем провел небольшую экскурсию по помещению.
– Вот здесь мы с ребятами работаем, – показал Горбунов. – Главная наша задача – продолжение традиций и пропаганда тульских ремесел, которые, к сожалению, постепенно забываются. Ездим на выставки и семинары, проводим мастер-классы для детей и взрослых.
Всечку русские умельцы заимствовали еще в XVIII веке у народов Востока и Запада. Таким способом тогда очень любили инкрустировать приклады оружия. Тульские искусники внесли немного разнообразия в процесс и придумали так называемую «кудрявую всечку». Этот узор представляет собой спираль, которая распадается на мелкие завитки. За рубежом человеческий труд с успехом заменила техника, в Туле же, по словам мастера, работают руки и глаза.

Без красителей
По нашей просьбе Сергей Витальевич охотно рассказал, как происходит инкрустация изделий. Сначала нужно подготовить деревянную заготовку. Потом нанести на нее рисунок простым карандашом. Затем линии узора необходимо прорезать, вбить предварительно прокатанную проволоку, чтобы она стала плоской, и провести шлифовку заготовки. Остается только покрыть декорированную поверхность воском и оставить высыхать. Кстати, для украшения подойдет не только проволока, но и кусочки ракушек или, допустим… перламутровые пуговицы.
– Дерево у нас некрашеное. Всечка не терпит красители, – заверил Горбунов. –  Хорошо подходят береза, груша, яблоня, слива. Но и от южноамериканских или африканских пород не отказываемся. Обходятся они недешево, заказываю в основном в Москве.
Заметив удивление на лицах журналистов, мастер поспешил пояснить, что, если оставить в стороне высокую стоимость дерева, отличительная черта тульских ремесел  – отсутствие дорогостоящих материалов. Ведь красивые ракушки можно найти на морском или речном берегу, а те же пуговицы есть в любом доме.

Когда торг уместен
Во время общения Сергей Витальевич  с удовольствием демонстрировал свои работы. Среди них – инкрустированные броши, серьги, рукоятки ножей и даже флеш-карты в деревянных футлярах. «Одевает» электронные носители коллега по цеху, потом Горбунов наносит узор. Как рассказал всечник, цена на готовые изделия немаленькая – минимум 500 рублей. Работа ведь практически ювелирная, да и кропотливая.  Самая большая его гордость – инкрустация посоха, который подарили патриарху Кириллу.
Пользуясь случаем, Сергей Витальевич поведал нам одну комичную историю.
– Дело было в начале 1990-х. Наш центр в те годы сотрудничал с  городом Филлингеном-Швеннингеном в  Германии. К приезду их делегации мы оформили выставочный стенд. Организатор с немецкой стороны обратил внимание на изящную заколку для волос и поинтересовался ее стоимостью. Услышав ответ «Двадцать марок», мужчина сделал удивленное лицо. Я тут же сказал, что торг возможен. Тогда он спросил: «А сколько времени вы потратили на эту работу?» Я ему: «Десять часов». Господин с удивлением воскликнул: «Ничего себе! А у нас меньше чем за 60 марок в час никто и пальцем не пошевелит». Я не растерялся: «Хорошо, берите за 600!»… А вообще, когда начались активные контакты с зарубежными партнерами и мои коллекции отправлялись за границу, до выставок дело порой не доходило: люди скупали все, – рассказал Горбунов.
К слову, всечка – не единственное умение мастера. С детства Сергей Витальевич активно занимался чеканкой  в кружке своего отца. В мастерской даже хранится фото, где запечатлен десятилетний Сережа с товарищами. А с 1990 года сердце Горбунова покорила инкрустация изделий проволокой и природными материалами. С тех пор его кормит ремесло, основное достоинство которого он видит в невозможности механизации процесса.
– Мне нельзя работать плохо, – признался мастер, прощаясь с журналистами. –  Ведь практически вся моя семья – ремесленники. Пара кованых работ прадеда хранится в Эрмитаже, отец в свое время возглавлял совет тульских кузнецов. Чтобы добиться успехов на этом поприще, нужно большое терпение.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему