Культура

00:00, 23 декабря 2017

«Матильда»: балансируя на грани

– Несмотря на название, «Матильда» – это больше фильм не о ней самой, а о будущем правителе России. У нас была задача – показать его поставленным перед выбором: свобода и любовь с одной стороны и пожизненная ответственность за страну – с другой, – сказал кинорежиссер и продюсер, народный артист РФ Алексей Учитель в ДК «Ясная Поляна», где состоялся показ его нового фильма.

Марина ПАНФИЛОВА
Музей Ясная Поляна

Съемки проходили в Мариинском театре, в Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах. Специально для фильма были построены декорации Успенского собора, Дворца на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава. В итоге получилась не только классическая история любви принца к безродной красавице, но и яркий, почти сказочный образ вечной России с ее золотыми куполами, строгостью Кремля, роскошью дворцов и блеском театральных сцен.
Работа над фильмом длилась 4 года, съемочная группа состояла из 450 человек, было сшито 7 тысяч костюмов – уже прошло 2 выставки, где они демонстрировались.

Не в своем амплуа
– В фильме занято много иностранных актеров, что не случайно: ведь будущая императрица Александра Федоровна – немка и должна была говорить на плохом русском, – отметил после показа картины Алексей Учитель. – Мать Николая Второго была датчанкой, ее сыграла Ингеборга Дапкунайте – ее акцент уже привычен… Кстати, когда я пришел к ней за кулисы в Театр Наций и предложил роль в фильме, она с надеждой спросила: «Какую?..» В главных ролях – шведский актер Ларс Айдингер и полячка Михалина Ольшанска – выпускница Варшавской театральной школы. Исполнительницу образа Матильды искали полтора года, пробовались отечественные актрисы от 20 до 40 лет. Но ни в одной я не видел той силы и энергетики, которой должна обладать эта героиня. А Михалине после первого же дуб­ля я предложил сниматься, хотя это было рискованно.
Данила Козловский сыграл не самую главную роль, и мне потребовалось 3 месяца, чтобы уговорить его на это. Острохарактерный персонаж имеет свой прообраз, правда, с некоторыми допущениями. В реальности это был не российский, а английский офицер. ­Сергей Гармаш – совсем в ином амплуа, чем его привыкли видеть зрители: он сыграл императора Александра Третьего.

В десять раз меньше, и не в долларах
– Музыку написал один из ведущих американских композиторов Марко Белтрами: когда ему сделали это предложение, он назвал семизначную цифру – и не в руб­лях! Мы ответили, что можем заплатить в десять раз меньше, и не в долларах. В итоге услышали: «Снимите – покажите…» Когда была сделана половина фильма, смонтированный материал отправили маэстро, и буквально через неделю пришел ответ: он согласился сотрудничать за небольшие деньги. А еще я его в некотором смысле «купил», сообщив, что музыку будет записывать оркестр Мариинского театра, а дирижировать – Валерий Гергиев, хотя, по правде сказать, на тот момент договоренности с Валерием Абисаловичем у меня не было, она была достигнута потом. Помню забавный момент: когда Белтрами приехал в Россию, я познакомил его с Гергиевым. Они сидели и общались на английском, когда в комнату зашел огромного роста человек, и Гергиев сказал композитору: «Знакомьтесь – это Чайковский…» Марко в первую минуту опешил, а потом ему разъяснили, что это – питерский композитор Борис Чайковский…
Блестящая запись музыки произошла в концертном зале Мариинского театра.

Формула любви
– Поначалу это был сценарий чисто биографического фильма о Кшесинской, и я отказался: у меня уже вышла лента о балете «Мания Жизели», и возвращаться к теме во второй раз не хотелось. Но несколько лет назад мы затевали картину «Дно» – о трех днях из жизни последнего императора на станции в Псковской губернии, где произошло отречение Николая Второго.
Два сюжета для меня соединились, решено было сделать картину о любви между наследником престола и балериной – это, на мой взгляд, существенная разница.
За четыре года, пока длились их отношения, было много интересных, необычных, мистических, даже детективных событий! Я для себя вывел формулу – что от тех событий зависело, в какой стране мы сегодня с вами живем.
Я верю, что их любовь была искренней и обоюдной.

40 секунд домыслов
В ленте «Матильда» сочетаются жанры – это и лирическая мелодрама, и триллер, и детектив, и мистика – так определили зрители на встрече в Ясной Поляне.
– А что такое наша жизнь? Триллер, где в любую секунду что-то происходит, хотя это философские рассуждения, – ответил Алексей Ефимович. – «Матильда» прежде всего – художественный фильм, но основные факты, отраженные в нем – крушение царского поезда, свадьба и коронация Николая Второго, Ходынка, – абсолютно достоверны.
И есть события, которые не отражены ни в какой мемуарной литературе: что происходило между людьми, когда они оставались вдвоем? О чем говорили главные и второстепенные герои, какие планы строили? И мы показываем не фантазию и домыслы, но авторскую версию – как это могло бы быть.
Образ загадочного доктора Фишера здесь не случаен: будущая императрица Алекс привезла из Германии врача, который обещал ей излечение от болезни и рождение здоровых детей. Когда же на свет появился больной наследник, эскулапа выгнали, а через некоторое время во дворце появился Распутин: у императрицы всегда была склонность к такого рода людям.
Меня часто спрашивают, падал ли в обморок во время коронации император Николай в жизни, как показано в фильме. Да, на сорок секунд он терял сознание, и что ему в этот момент привиделось – никто не может сказать, здесь показано наше предположение.
И тут мне опять задают вопрос с подковыркой: а была ли Кшесинская на коронации? На что я отвечаю: покажите мне документ, где сказано, что не была. Так что мы балансировали на тонкой грани, важно было пройти ее достойно – чтобы не было «клюквы» и пошлости…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему