Культура

00:00, 24 марта 2018

Мелодия мехов

Первый частный музей в нашей области – «Гармони деда Филимона» – открылся на улице Менделеевской напротив Тульского кремля.

Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Гармонная столица
– Я хочу поздравить всех сотрудников этого музея, вошедшего в десятку первых по итогам конкурса «Лучшие проекты по развитию внутреннего и въездного туризма», который проводился при поддержке Ростуризма и Министерства культуры РФ, – сказала ре­гио­наль­ный министр культуры Татьяна Рыбкина. – В основе музея – частная коллекция, насчитывающая более 100 предметов. С их помощью показан путь развития музыкального инструмента – от миниатюрных гармошек-черепашек до моделей баянов и аккордеонов ХХ века...
История гармони в экспозиции отражена и с точки зрения производства – от кустарей до фабрик, и с географической – по каким регионам шло распространение. Его директор ­Сергей Кузнецов провел первую экскурсию. Он рассказал, что девять лет назад вместе с коллегами создал музей филимоновской игрушки, а теперь единомышленники решили исправить историческую несправедливость – и открыли музей любимого народного инструмента.
Даже за пределами России Тула известна своими самоварами, пряниками, оружием и, конечно же, гармонью. Наш город был и остается столицей гармонного производства России – его история насчитывает более 200 лет. Здесь главной является местная тематика, и с большой гордостью посетителям показывают старинный инструмент, произведенный на фабрике братьев Киселевых.
– В 1874 году в Туле уже насчитывалось 15 гармонных фабрик – ни в одной губернии ничего подобного не наблюдалось, – рассказал Кузнецов. – И самыми известными были предприятия Воронцовых, Сизовых, Медведевых и Киселевых – наиболее знаменитое. А в 1886 году торговец музыкальными инструментами купец Ватутин заключил договор с этой фабрикой на поставку тульских гармоней в свои магазины, которые находились в разных городах, в том числе в Москве…
На экспонате, что попал в тульский частный музей, сохранились не только клейма фабрики, но и оттиск с фамилией торговца – тем самым продавец словно отвечал за качество товара.

40 складок
«Тульский след» можно увидеть на производствах многих регионов – от столицы до Поволжья.
В 1894 году два талантливых мастера, братья Чулковы, уехали в Самару и открыли там производство. А через несколько лет вернулись в родную Тулу на выставку со своим новым инструментом – он также красуется в витрине.
Попадая в различные губернии, гармонь менялась – как внешне, так и внутренне. К примеру, у саратовской гармошки мастера Николая Карелина, которой более 100 лет, совсем другой голос, иное звучание, чем у «тулячек».
А ливенская гармонь из Орловской области славилась своими мехами: считалось, что они самые длинные в России (количество складок доходило до 40) и ею даже можно опоясаться. А еще во время игры показывали разные фигуры: «бороду», «веер», «абажур», «сапог», даже прыгали через гармонь, как через скакалку.
– Все слышали присказку: «Играли на гармони, аж меха порвали»? – обратился ­Сергей Кузнецов к присутствующим. – Вот применительно к ливенскому инструменту она справедлива. А еще там бытовала традиция: если гармонист шел свататься, а девушка ему отказывала, он должен был порвать мехи – с одной гармошкой дважды свататься было нельзя…

Дедушка синтезатора
Есть в коллекции «Гармоней деда Филимона» и новоржевские «резухи» – трехрядка и пятирядная, у них такие маленькие клавиши, что современный музыкант без специальной подготовки не справится. Считается, что свое прозвище эти инструменты получили за резкий голос, но есть предположение, что за резные бока: в свернутом виде гармошка похожа на книгу в дорогом окладе.
Елецкая рояльная интересна тем, что у нее на левой клавиатуре с обратной стороны имеются еще аккордовые клавиши. Есть санкт-петербургская гармонь, немецкий банденеон, миниатюрные «черепашки», приехавшие из Череповца – они были популярны на рубеже XIX и ХХ веков.
Двадцатый век с его переменами коснулся и гармонного производства. В нашей стране фабрики вскоре после революции 17 года были национализированы, а на их месте создавались артели. Два инструмента в витринах – того периода, они прекрасно сохранились, уцелели даже планки с выбитой надписью «1-я кооперативная артель в Туле» и «Фабрика деткомиссии в Туле». Это странное название означает, что на производстве использовался детский труд – труд беспризорников, которых тогда было много. Кстати, гармонное производство в нашем городе избежало всяческих катаклизмов именно благодаря тем детям, получившим в раннем возрасте профессию и связавшим жизнь со знаменитым инструментом.
В Новгородской области фабрик не существовало, но работали около 70 кустарных производств, их продукция также имеется в Туле.
Есть в музее и просто уникальные вещи, к примеру изобретение Алексея Батищева –Тульского, как его объявляли на выступлениях. Этот музыкант в 1928 году изобрел первый синтезатор: баян, соединенный резиновыми трубочками со специальным приспособлением, в которое вмонтированы три скрипки, а снизу – пианино. И, раздвигая меха и нажимая клавиши на баяне, можно было заставить звучать все эти инструменты. Причем здесь же, в музее, имеется патентная грамота от 1929 года с подробным описанием.
А тульский мастер Алексей Глаголев, будучи приглашенным на московскую фабрику в 1950 году создал аккордеон с двумя рояльными клавиатурами. Хотя, как известно из документов, он был в курсе, что еще в 1916 году тот же Батищев-Тульский изготовил для своего собственного выступления нечто подобное. А вот в Штатах аккордеон был запатентован только в 1930 году – и тут туляки заграничным мастерам нос утерли.
Когда началась Великая Оте­чественная война, гармонные фабрики закрывались: в Туле на них стали производить костыли для раненых бойцов и лыжи для фронта. Но сюда непрерывным потоком шли письма: «Дайте нам гармони! С гармонью легче воевать…» И тогда в 1943-м было издано постановление, согласно которому два предприятия, шуйское и тульское, восстановили, отозвали с фронта мастеров, и за оставшиеся годы войны в Красную армию было поставлено более 60 тысяч гармоней – цифра колоссальная!..
Так, через историю любимого в народе инструмента сотрудники музея «Гармони деда Филимона» смогли рассказать историю страны. А помогают им в этом преподаватели и студенты колледжа искусств имени А. С. Даргомыжского: в их умелых руках экспонаты поют звонкими голосами.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий