Культура

09:10, 15 февраля 2013

Музыкальный секрет

Каждый, кто имеет даже отдаленное отношение к производству тульских гармоней, знает историю о том, как в конце XIX века мещанина Николая Белобородова зарубежные коммерсанты уговаривали продать патент на изобретение – двухрядную хроматическую гармонику, но тот, будучи истиным патриотом, отказался наотрез. И по сей день мастера фабрики готовы рассказать о производстве детально, но секрет уникального звучания инструмента не раскрывают. В просторных помещениях с высокими потолками кипит работа. Каждый занят делом: кто-то с помощью плоскогубцев сосредоточенно тянет железные прутики из деревянного корпуса, кто-то клеит полоски цветной ткани на черный короб, кто-то строгает бруски разных размеров и форм. Сразу и не понять, что все эти причудливые элементы – будущие баян или гармонь. Джамал Тураджов уверенно водит рубанком взад-вперед по небольшой дощечке, потом берет линейку, прикладывает, задумывается, снова прикладывает, начинает строгать дальше. Никаких чертежей, эскизов в мастерской не видно – работает профессионал. Он долго отказывался от фотосъемки, ссылаясь на забинтованную руку. Какое же рвение и ответственность должны двигать человеком, чтобы он пришел делать гармонь с незажившей травмой?! А трудиться на «Тульскую гармонь» Джамал пришел 35 лет назад. – Мы работников очень ценим, – заявляет главный технолог фаб­рики Павел Маторин, – найти им замену очень трудно. Если на других производствах уже давно все автоматизировано, то у нас по-прежнему только ручной труд, а потому люди – самое важное. Мало того, что новичков приходится учить несколько месяцев, так и желающих прийти сюда работать не так много. В уголке среди алюминиевых банок и деревянных корпусов, ожидающих сборки, окутанная запахами краски женщина увлеченно водит кисточкой по черной гладкой поверхности. – Я не училась в художественной школе, только двухмесячные курсы рос­писи при заводе «Штамп» окончила, – рассказывает Елена, лихо выводя серебряные завитки на красных санях, в которые впряжены уже вполне узнаваемые белоснежные кони, – тем более что здесь нужны больше не навыки, а фантазия. Есть, конечно, стандартные рисунки для определенных моделей, но в основном рисуем по настроению. Получается – каждая гармонь по-своему оригинальна. Вообще-то тульские гармони стали уникальными еще в конце XIX века благодаря Николаю Белобородову. Он разработал двухрядную гармонику с хроматическим строем, которая потом получила название «баян». Но этим тульский мещанин не ограничился: он считается создателем первого в мире оркестра гармонистов, который просуществовал более десятка лет. Чуть позже, уже в начале XX столетия, кустарные производства гармоник в Туле объединились, чтобы стать фабрикой. Предприятие пережило Великую Отечественную, «перестройку» и по сей день остается на плаву, несмотря на то что в соседних регионах аналогичные производства закрываются. Сейчас фабрика выпускает около 100–150 инструментов в месяц. Они расходятся по школам искусств и домам культуры всей страны. Но не только ученические и концертные баяны делают на предприятии. Большим спросом пользуются «Крохи» – модели гармоней для маленьких детей, а также бутафорские инструменты без музыкальной «начинки», их используют актеры и цирковые клоуны. Невероятно популярны и расписные сувенирные гармошки, которые дарят высоким гостям из других регионов и государств. Особое место занимают эксклюзивные изделия. Среди клиентов фабрики немало знаменитостей. Это и русский народный хор имени Пятницкого, и ансамбль Людмилы Зыкиной, гармонисты Заволокины и многие другие известные музыканты и композиторы, которые много лет подряд заказывают инструменты у тульских мастеров. Именной инструмент выпустила «Тульская гармонь» для Алексея Воробьева – перламутровый корпус, на котором помимо традиционной надписи «Тула» наклеено имя певца на латинице «Alex». Такими заказами предприятие гордится и бережно хранит книгу благодарностей, где записаны искренние теплые слова в адрес фабрики и работников. А имена многих из них знают все, кому делали здесь инструмент. Взять хотя бы главного технолога Павла Маторина, который провел для нашей репортерской группы экскурсию по цехам. Молодой человек – представитель династии гармонщиков. Его дед и брат деда трудились на предприятии, отец и дядя в совершенстве владели навыками по всем направлениям изготовления, сборки и наладки инструментов. Сам он разрабатывает конструкции новых моделей баянов, работает над усовершенствованием механизма. – Еще мальчишкой я приходил к отцу на работу, и она меня завораживала, – вспоминает Павел. – Мне тоже хотелось принять в этом участие. Конечно, таких энтузиастов немного. Среди них – настройщик Юрий Чусов. Он отдал работе на фабрике почти полвека, и за это время монотонный труд мужчине не приелся. Не надоедает ему кропотливо настраивать сначала отдельно каждый язычок, который дает неповторимый звук, а потом и весь ряд металлических пластинок, чтобы получилась стройная гамма. – Я здесь со школьной скамьи, – поясняет он. – Ни за что бы не бросил эту работу, потому что, когда задеваешь язычок, вслушиваешься в звучание, такое чувство, что именно ты создаешь музыку, которую потом кто-то будет исполнять на инструменте. Безусловно, сегодня баян и гармонь не пользуются особой популярностью как среди музыкантов-исполнителей, так и среди воспитанников музыкальных школ. Однако профессионалы уверяют: несмотря на то что учеников по этому классу стало меньше, повышается их мастерство. Они занимают первые места на международных фестивалях и конкурсах. Кстати, пропаганда русских народных инструментов, как попытка сохранить и приумножить культурные традиции, – одно из направлений работы фабрики «Тульская гармонь». Руководство регулярно спонсирует проведение разного уровня творческих соревнований, а также поддерживает талантливую молодежь, сотрудничает с ведущими вузами страны. Предприятие также предлагает ремонт и настройку инструментов для любителей и профессионалов. И когда смотришь на то, с каким упоением играют на тульских гармонях знаменитые исполнители и совсем еще юные ребята, появляется уверенность, что интерес к русской гармонике не пропадет никогда, а значит, и работы на предприятии не убавится. 
Яна КАЛЮЖНАЯ 
Фото Андрея ЛЫЖЕНКОВА
Все фото здесь
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

Читать будем?..

15 февраля, 09:08

Разбудить зрителя

12 февраля, 21:10

Великий романтик

12 февраля, 21:09

На эту же тему