Культура

00:00, 09 декабря 2017

Мы с Цветаевой постоянно вместе

Свое очередное выступление в ДК «Ясная Поляна» народная артистка РФ Светлана Крючкова посвятила 125-летию со дня рождения Марины Цветаевой, показав поэтическую программу «Между любовью и любовью…»

Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Светлана Крючкова – единственная в мире актриса, читающая гражданскую поэзию Марины Цветаевой. Она рассказала, что в мае в свет вышел собранный ею диск стихов «Отказываюсь быть». А в заглавие концерта легла строка из стихотворения «Лежат они – написанные наспех…», датированного декабрем 1915 года.
Зрители – люди разного возраста – слушали в исполнении актрисы любовную лирику Цветаевой разных лет, а также гражданскую лирику 1917–1921 годов, произведения из циклов «Лебединый стан» и «Стихи к Чехии».
– Бродский называл Цветаеву мощнейшим поэтом ХХ века – в первую очередь за ее мощнейшую гражданскую лирику, – сказала в начале выступления Светлана Николаевна. – А сегодня днем я из музея-усадьбы «Ясная Поляна» звонила в Чехию и разговаривала с крупнейшим знатоком жизни и творчества Марины Ивановны в тот период – с живущей в Праге Галиной Ваничковой. И записала, что та посоветовала рассказать вам. Валентин Булгаков, последний секретарь Льва Николаевича Толстого, переписывался с Мариной Цветаевой. Он в 20-е годы прошлого века с семьей поселился в Праге, куда весной 1922-го уехала Марина. Познакомившись, они вместе были редакторами литературного сборника «Ковчег» – это название придумала Цветаева.
По инициативе Булгакова был организован в Праге Русский музей истории и искусства, куда все эмигранты посылали свои вещи, а самое главное – архивы. Марина по его просьбе прислала рукописи, ручку и кольцо. Когда после Второй мировой войны, после пребывания в концлагере Валентин Булгаков вернулся в Прагу, он увидел музей разгромленным. И лишь случайно за дверью, в пыли, он нашел две валяющиеся вещицы, принадлежавшие Марине… Сейчас в Москве проходит выставка, посвященная ей, и там экспонируются и эта ручка, и кольцо...»
– У меня есть только одна награда – медаль имени Пушкина за развитие и сохранение русской словесности, за большую просветительскую работу, – рассказала Светлана Крючкова в беседе после спектакля. – Я посвятила Цветаевой 48 лет – представляете? Начинала, конечно же, с любовной лирики, потом дошла до «Реквиема» и других подобных стихотворений – когда меня жизнь побила как следует… И весь этот юбилейный год я читаю Марину повсюду: в Заполярье, в Тарусе, в Москве, в Париже, в Питере. Но при этом звучит и то, что мой младший сын, который обычно помогает мне на выступлениях – он гитарист, называет «Цветаевской попсой»: «Моим стихам, написанным так рано…» и другие известные стихотворения.
– Создается впечатление, что и сейчас вы путешествуете не одна, а вместе с Мариной Цветаевой…
– А мы постоянно вместе, так уж сложилось. В прошлом году я прошла по Ясной, побывала в доме писателя: там я больше всего люблю комнату Софьи Андреевны. Ее хозяйка меня просто поражает: удивительная женщина, такое количество умений и талантов. А сейчас поездка не столько рабочая, сколько культурно-познавательная: мы с моими помощниками побывали в Орле у моей подруги, оттуда поехали в Спасское-Лутовиново, Никольское-Вяземское, в Поленово к Наталье Николаевне Грамолиной. Так что слишком много впечатлений, я потом их осмыслю. А думаю я все время о Марине, потому что с этим выхожу на публику.
– Какая программа выйдет в следующем году?
– В 2018-м будет юбилей Гаврилы Романовича Державина, о чем мы говорили с Грамолиной. А еще юбиляры – Федор Иванович Тютчев, Мария ­Сергеевна Петровых. В этом году – 80-летие со дня рождения Геннадия Шпаликова, и я горжусь, что единственная из артистов сделала творческий вечер, посвященный его поэзии: с гитаристом и баянистом пою песни, читаю отрывки из дневника, куда он записывал стихи, не считая себя поэтом.
Но Петровых и Окуджаву я могу показать только с сыном, когда он приезжает на каникулы. И потому 28 декабря в Питере в «Бродячей собаке» будет вечер, посвященный Булату Шалвовичу. А в Цюрихе и Гамбурге летом вместе показывали программу, посвященную Мандельштаму.
– Светлана Николаевна, вы в основном выступаете на сцене. А как у вас складываются отношения с кино?
– Да никаких у меня отношений! То, что предлагают, мне неинтересно ни по деньгам, ни по материалу. Все думают, что в кино платят безумные деньги. Кому-то, наверное, и платят…
Но главное: если я выйду на подмостки, я увижу вас, вы увидите меня, и никакие кривотолки не помешают нам понять друг друга.
Играть «тетю Маню» – это как из пушки стрелять по воробьям, есть актрисы, которые это сделают: их мозг ничем не загружен, ничем не затуманен. А мне хочется, чтобы с новой ролью я тоже куда-то продвинулась – какой смысл на одном месте топтаться? Попудрилась, вышла к камере – и что? Никакого удовлетворения!
Я нахожусь уже в таком чудесном возрасте, когда пора думать о душе и отвечать за каждый свой выход к зрителю. И нельзя рекламировать дешевые – в смысле их поведения по отношению к людям – фирмы, даже за большие деньги.
– Ваше творчество можно охарактеризовать словом «подвижничество»…
– Да, так и есть, такая я ненормальная. Считаю своим гражданским долгом пропагандировать русскую литературу. И мои сыновья меня уважают за это и во всем поддерживают. В цикл программ «Юбиляры 2017 года» вошли проекты, посвященные Цветаевой, Маршаку, Северянину, Ахмадулиной. А режиссерами стали Мотыль, Коренев.
– Что бы вы могли пожелать нашим читателям?
– Прежде всего – крепкого здоровья! Напоминаю вам разговор у дуба Андрея Болконского и Пьера Безухова: «Я знаю в жизни два действительных несчастья – угрызения совести и болезнь. И счастье есть отсутствие этих двух зол…» Так пусть у вас их не будет никогда!..
А еще Крючкова привезла в Ясную Поляну свою книгу «Разное счастье нам выпадает» и после моноспектакля раздала автографы всем, кто приобрел издание и диск.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему