Культура

11:13, 29 марта 2019

На концерт – в библиотеку

Кто поможет отличить хорошее от бесталанного? Нужна ли полотнам знаменитых живописцев реклама? И почему моногамность изжила себя? Ответы на эти вопросы искали участники «творческого завтрака», посвященного Дню работника культуры.

Марина ПАНФИЛОВА
Сергей КИРЕЕВ

Это совместный проект министерства культуры региона и газеты «Тульские известия». Свободный формат беседы помогает обсудить актуальные вопросы и возможные решения в сфере культурной жизни, обменяться мнениями. В первой встрече приняли участие директор Тульского академического театра драмы ­Сергей Борисов, генеральный директор объединения «Историко-краеведческий и художественный музей» Роман Гаврилин, директор областной филармонии Елена Руднева, директор творческого индустриального кластера «Октава» Анна Осипова, директор областной универсальной научной библиотеки Юлия Иванова, директор «Культурно-досуговой системы» Марина Левина, заведующий Тульским областным художественным музеем Александр Аладин, заведующий Центром народного творчества Алексей Ченцов и директор театра «Эрмитаж» Марина Мазанова.
– Где грань между искусством и ширпотребом? И кто ее установит? – задала тон дискуссии министр культуры Татьяна Рыбкина.
От экспертов высказался Александр Аладин:
– В регионе должно появиться сообщество, которое будет высказывать мнение по разным вопросам – от облицовки старинных зданий сайдингом до оценки выставочного материала. А при музеях нужно регулярно собирать научно-методические советы. Ведь встречаются авторы, переоценивающие себя и предлагающие проекты, художественная составляющая которых равна нулю.
– Вы совершенно правы: экспертиза нужна, и в «Октаве» она есть, – поддержала тему Анна Осипова. – Специалисты помогают нам составлять сетку событийной программы, выставочный план.
Впрочем, как согласились участники мероприятия, качественный контент – это не гарантия успеха. Ведь даже если в Тулу привезут полотна великих живописцев, совершенно не обязательно выстроятся очереди из желающих взглянуть на них.
– Мы сталкиваемся с такими проблемами, – отметила Анна Осипова. – Приезжает именитый лектор с прекрасным материалом, а в зале – десять человек, хоть мероприятие и бесплатное. Формировать у аудитории интерес к хорошим темам для нас – важная задача. Мой личный опыт подсказывает: нужна ежедневная, планомерная, постоянная работа с аудиторией, привлечение ее на площадку, к контенту. Каждое учреждение должно определить для себя формат, который для него доступен и, главное, будет эффективен.
Такой путь для себя избрала и Тульская областная филармония.
Елена Руднева вообще заявила, что даже рекламу попсы на своем здании не позволит разместить – дабы не портить имидж. И как результат: сюда пришел работать дирижер Лаврик, приезжают представители Московской консерватории, Спиваков, Бутман, – улыбнулась Татьяна Рыбкина.
– По инициативе губернатора Алексея Геннадьевича Дюмина создан симфонический оркестр. Посещаемость концертов тульских исполнителей – не гастролеров – выросла в два раза, в то время как по России – на 35 процентов, – сказала Елена Руднева. – Но все жители региона должны иметь одинаковый доступ к культуре. Поэтому надо ехать в область, в муниципалитеты. У филармонии есть программа «Шаг навстречу», рассчитанная на детей и взрослых.
Еще один проект, который может помочь решить проблему, – «Театр выходного дня». Кстати, пример театрального сотрудничества между областным центром и муниципалитетами уже есть.
– В селе Архангельском есть театр «С Муравских высот», – напомнила Татьяна Рыбкина. – И Тульский академический театр драмы еще с 90-х годов его курирует: профессионалы помогают ставить пьесы, отдают костюмы – хорошие, добротные.
– Даже если создается самодеятельный коллектив, им должны руководить профессионалы, – выразила свою позицию Марина Мазанова. – Театральный костюм отличается от того, который сошьет любитель: чтобы его создать, люди получают специальное образование. Точно так же, если кто-то хорошо играет на балалайке, это не значит, что он достиг высокого уровня профессионализма.
– Самодеятельность нужна, чтобы развивать внутренний потенциал тех людей, которые в нее приходят: это возможность общения, заполнения досуга, роста культурного уровня, – отметил Алексей Ченцов. – Но привозить в районы про­фес­сио­наль­ное искусство необходимо, и главными зрителями прежде всего должны быть дети.
Именно дети – согласились участники встречи. Объяснить взрослому, что хорошо, а что плохо, не всегда возможно. А вот научить ценить прекрасное с ранних лет – вполне реально.
– По мере взросления у детей будет формироваться потребность посещать культурные мероприятия хотя бы раз в месяц, – уверена Юлия Иванова.
Формат мероприятий, по мнению представителей культурного сообщества, тоже не должен быть все время одним и тем же. Эксперименты, смелые опыты и нестандартные решения способны привлекать все новую и новую публику.
– Моногамность изживает себя: зритель хочет не просто прийти в музей на экскурсию, но хочет видеть интерактив, – сказал Роман Гаврилин. – К примеру, в Спасском-Лутовинове регулярно выступает Любовь Казарновская, и число посетителей в это время увеличивается в разы. Почему бы не организовать концерт в музее или выставку в библиотеке? Это было бы интересно, особенно молодежи.
Впрочем, только лишь экспериментов для привлечения юношей и девушек в учреждения культуры может оказаться недостаточно. Поэтому участники заседания сошлись во мнении, что вопросам работы с представителями поколения next надо посвятить отдельный, а точнее – уже следующий творческий завтрак.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий