Ежедневная областная общественно-политическая газета

Войти на сайт

Сегодня 01 Апреля 2020

Наряды для «Услады»

Наряды для «Услады»
16 Апр 2013 18:57 / Культура
Лауреат многих международных и всероссийских конкурсов, тульский фольклорный ансамбль «Услада» выступает по всей стране и за ее пределами: артисты побывали на гастролях в Париже, пели на Днях Тульской области в Каннах, ездили в тур по городам Италии. И везде, на родной земле или за рубежом, публику привлекают не только отточенная манера исполнения, прекрасные голоса, но и костюмы – микс из старины и дня сегодняшнего, что было отмечено даже в столице мировой моды.
А сколько раз бывало, что в родном Отечестве за кулисы к усладовцам приходили стильные парни и девушки с просьбой продать понравившийся наряд. Создают эти шедевры солист ансамбля Алексей Ченцов и его жена Наталья, модельер по образованию.
– В этом году мы отметили шестнадцатилетие совместной жизни, и столько же времени придумываем наряды для «Услады»: у нас дома много книг по истории народного кос­тюма. Мы продолжаем собирать их уже не в печатном формате, а в электронном виде – скачиваем то, что было опуб­ликовано в разные годы два­дцатого века, – рассказал глава семьи. – В Каннах выступали в льняных костюмах, отделанных кружевом и тесьмой, и этот этнический стиль привлекал внимание людей из разных стран. Последняя коллекция –  универсальная, в ней можно выступать в концерте, созданном из разных программ. А выполнена она из американских ситцев – не удивляйтесь! К сожалению, ивановских сегодня не найти: все мануфактуры выкуплены, и те образцы, что хранятся в музее «города невест», отечественные производители уже не создают. А американцы и японцы молодцы, там хорошие дизайнеры-колористы, и ткань они производят легкую, одежда из нее получается комфортная.
– Но у вас есть даже такие костюмы, где ситец сочетается с джинсовой тканью, молодежь от них просто в восторге: не только на сцене можно выступать, но и по улице ходить, и на дискотеку отправиться.
– Между прочим, это сочетание появилось не случайно: в русском народном костюме кубовые сарафаны выполнялись как раз из домотканого льна, выкрашенного в синий цвет. И после нескольких стирок он так линял, что становился похож на современную джинсу. Мы с Наташей смогли побывать на очень интересной выставке «Этно-джинс», которая проходила в Санкт-Петербурге, и удивлялись схожести столь разных тканей. Кстати, синие сарафаны бытовали и у нас в Тульской губернии…
– А разве основой женского костюма в этих краях была не юбка-понева? Вроде сарафан чаще встречается в северных областях…
– Девушка надевала поневу, когда вступала в детородный возраст, – это было своеобразным признаком ее взросления, но на свадьбе она представала именно в сарафане и накрытая полотенцем. Правда, потом наступал момент, когда новобрачных уже отвеличали и они удалялись, переодевались, и молодая жена представала в костюме замужней женщины: в юбке и махрёне.
– А это что еще такое?
– Так назывался головной убор, который мы случайно обнаружили в одной из экспедиций по деревням Тульской области. Так вот, это головное украшение надевалось на каких-то два часа во время торжества и зачастую было общим для всей деревни. Как рассказала одна восьмидесятилетняя бабуля, стоило оно немалых денег. В уборе присутствовали и бархат, и выпуклое золотное шитье, а по теменной части от виска до виска шли помпоны – отсюда и название. Мы выдернули одну ниточку и подожгли, чтобы понять, из чего же они изготавливались – из шерсти или хлопка, но оказалось – из шелка. Кстати, сейчас модно  жить в сельских домах, и я знаю, что во многих таких общинах женщины ходят именно в сарафанах: они же шьются по принципу трапеции, пирамиды, то есть накапливают и хранят энергию. Так что этот наряд носить еще и полезно…
– А в чем ходили наши предки в самом раннем детстве?
– До семи лет в их одежде не было никаких различий по половому признаку: дети носили рубашечки ниже колен со скромной вышивкой-оберегом по горловине, рукавам и подолу. Но непременным атрибутом костюма всегда был пояс, который сопровождал человека от рождения – вспомним про свивальники – и до самой смерти. Фактически еще в первой половине позапрошлого века, пока не начался наплыв фабричных тканей, костюм был своеобразным паспортом человека: по нему «читались» адрес, возраст и семейное положение. Особенно это характерно для женских нарядов: крупная клетка была на юбках у более молодых, мелкий, «бабушкин» рисунок, как его зовут до сих пор, появлялся с годами. К тому же есть интересное сравнение: как в детстве, так и в старости костюм был почти весь белый, яркие оттенки – удел молодости, зрелости. Еще у девушек и молодух в нарядах превалировал красный цвет, особенно до рождения первенца, потом оттенки немного тускнели.
– У вас в «Усладе» есть какие-то фантастические вариации костюма в красных оттенках…
– Это для сказок, которых немало в нашем репертуаре, есть еще программы – казачья, эстрадная, тульская свадьба. Порой мы с Натальей стараемся сочетать несочетаемое: шьем из современного атласа, крепдешина стеганые душегреи. И по реакции все той же молодежи понимаем, что эксперимент удался, народ утверждает, что это стильно и креативно: «даже с джинсами можно носить». А вот узоры сегодня можно просто нашивать, а не корпеть над ними подолгу, как это делали мастерицы. В архаичном костюме использовались лишь геометрические фигуры – символы жизни, плодородия. Хотя мы сегодня с большой оглядкой относимся к тому, что пишут разные исследователи, порой тут бывает столько домыслов…
– Я знаю, что вы преподаете в колледже искусств имени Даргомыжского.
– Нас радует, что молодое поколение с таким интересом относится к костюму предков и студенты изучают не только вокал, но и обряды. Ребята со второго курса овладевают техникой ткачества, вышивки, бисеронизания, ведь фольклор – искусство синкретичное. Как можно выйти на сцену и петь свадебные или казачьи песни без соответствующих нарядов? Я уже пять лет возглавляю отделение хорового и сольного народного пения, а вот моя жена, Наталья Ченцова, преподает народный костюм и реконструкцию. А создатель отделения фольклора и художественный руководитель ансамбля «Услада» Марина Федосеева занимается постановкой голоса у учеников и ведет методику преподавания хоровых дисциплин.
Мария РОДИОНОВА

Читайте также

Михаил Башаков: Плыву по течению музыки
16 Фев 2020 12:31 / Культура

На празднике «Большой Тур «Куликово поле» с концертом выступил известный петербуржский рок-музыкант Михаил Башаков. Из разговора с ним после выступления мы узнали:

– что его вдохновляет;

– о чем он постоянно спрашивает себя;

– что считает для себя главным в творчестве.

Читать »
Ностальгия по искренности
10 Дек 2019 15:46 / Культура
«Воспоминание о белом снеге» – так назывался недавний поэтический вечер Екатерины Картавцевой (Гарбузовой). Читатели «Тульских известий» прекрасно знакомы с ее материалами, посвященными медицине. Но Екатерина Сергеевна хорошо известна и как тонкий поэт.
Читать »
На языке символов
06 Дек 2019 16:09 / Культура
В Выставочном зале на Красноармейском проспекте открылась экспозиция работ победителей IV Всероссийского конкурса плаката «Моя страна». Читать »

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 


da300x250_v5.png








Предпочтительный формат


Присоединяйтесь к нам Vkontakte

Наш Twitter