Культура

09:00, 10 июля 2015

«Не делайте из меня диссидента!»

 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Завтра во Франции, в местечке Вёль, состоятся торжества, посвященные великому русскому художнику Василию Поленову. Соответствующая конвенция о претворении в жизнь долгосрочного проекта была подписана мэрией нормандского города и дирекцией Государственного музея-заповедника «Поленово». Наша беседа с заместителем директора учреждения Натальей Грамолиной началсь с рассказа об этом событии.

– Василий Дмитриевич окончил Академию художеств с золотой медалью, а в ту пору было принято отличников за счет государственного пенсиона посылать за границу. И Поленов отправился во Францию, где художник Алексей Боголюбов собрал всех российских медалистов в единый «пленэрный» класс.
Вёль – первый город, куда они отправились на этюды. Василий Дмитриевич как художник-пленэрист начался именно там. На этой земле были созданы «Белая лошадка», «Прибой в Нормандии», «Старые ворота» и множество замечательных этюдов.
Когда Наталья Федоровна Поленова, сегодняшний директор музея-заповедника, училась в Школе искусств при Лувре, то во время практики побывала во всех городах, где творил ее предок, подружилась с представителями мэрии нормандского городка. Тогда и было решено площадь за старыми воротами назвать именем русского художника.
К тому же власти Вёля попросили нас провести презентацию фильма «Евангельский цикл Василия Поленова», сделанного по заказу канала «Культура», он уже переведен на французский.
И мы везем с собой постеры и картины, созданные художником во время путешествия по Востоку. Там, на Святой земле, в Сирии, Палестине, в Египте, он дважды прошел земной путь Христа, создавая свои полотна на эту тему.
Надеемся, что в октябре этого года состоится презентация фильма в Израиле – в Иерусалиме, Тель-Авиве и Хайфе. И естественно, мы повезем туда постеры знаменитого «Пражского альбома», и этюды, и старые фотографии, которые тогда были сделаны в Палестине.
– Приятно узнать, что русский художник интересен сегодняшним молодым людям…
– Не просто интересен, а современен. Недавно была издана монография, написанная Татьяной Моженок, и ее презентация стала событием европейского масштаба, поскольку прошла и в Вёле, и на двух книжных выставках – в Париже и в Лондоне.
Фактически Поленов возвращается в Европу, откуда он начинал свой путь в большое искусство. А поскольку 12 июля – день рождения Натальи Федоровны, то в Нормандию приедет вся французская ветвь рода Поленовых. Самая старшая – Николь, жена внука Василия Дмитриевича…
Видя такой интерес, понимаешь, каким сильным оружием может быть культура. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий», которые сейчас раздирают весь мир, культура – единственное, что неназойливо, спокойно, опираясь на традиции и вечные истины, может послужить языком диалога, объединяющего народы.
Во всяком случае, недавно в течение двух недель в Штатах проходила презентация нашего фильма, когда университеты, музеи, творческие объединения не просто смотрели сюжет, но приглашали съемочную группу, и разговоры после показов длились часами.
Потому что люди хотят говорить друг с другом, а культура – самый дипломатический язык.
– При условии, что она охраняется не только энтузиастами, но и государством.
– Несомненно! А сейчас в России все музейщики объединились в решении общей проблемы. Все мы получили «черную метку»: с государственных, в частности – с федеральных музеев, снимается полицейская охрана. Нам предлагается самостоятельно набрать в охрану кого хотим… Что это значит? После выигрывания тендера придут «охлопкины сыновья» и за пару дней смогут спокойно обчистить весь музей и уйти себе в любом направлении.
Я не понимаю, кому пришло в голову устроить такое «сокращение штатов». Чиновников надо сокращать, чтобы меньше бумаги пачкали, но нельзя убирать тех, кто делает дело. Как бы обыватели ни ругали полицию, когда приспичит, орут «Помогите!» именно людям в форме. Поскольку это представители закона, государевы люди, охраняющие государево добро.
Я как-то сказала: не надо делать из меня диссидента. Потому что, защищая этот дом, который семья Поленовых хранила вопреки всему в самые тяжелые времена – недоедали, продавали все, что можно, лишь бы не текла крыша, не пострадали бесценные вещи, – я, следуя этим традициям предков, буду писать во все инстанции, бить во все колокола, писать открытые письма.
– Дойдете до первого лица страны?
– Дойду, уже достучалась: сегодня позвонили из федерального Министерства культуры, сообщили, что Владимир Мединский узнал о нашей проблеме, будет обращаться к президенту.
– Какой же головотяп придумал такую «реструктуризацию»?
– Это клан менеджеров, которые вчера торговали пластиковыми окнами, сегодня зарабатывают себе статус, придя «в культуру», а завтра с удвоенной силой будут продавать пластиковые окна. Они же не думают о России, потому что даже не говорят толком по-русски.
Если те, кто изъясняется на искореженном наречии, совмещающем англоизмы и обрывки русского, все же овладеют русским языком, русскими понятиями, явлениями, то есть начнут понимать, что происходило и будет происходить в стране, ситуация изменится.
Что творится сегодня вокруг нас? Идешь по любому российскому городу и не понимаешь, где находишься: вывески прописаны непременно на иностранных языках.
Но это лучший вариант, а то и понаписано такое французское с нижегородским, что не знаешь, плакать или смеяться...
Мы же живем в России, давайте вернемся к корням – «чтоб умный, добрый наш народ хотя б по языку нас не считал за немцев»!
– Наталья Николаевна, у вас в Поленове, как всегда, жизнь кипит: приезжают на летнюю практику учащиеся художественных школ, студенты академий – как и века назад, творят на окских берегах. А правда ли, что у вас скоро появится дебаркадер, лодки?
– Два года назад нам из Москвы, из Министерства культуры прислали в подарок катер. Потому что мы писали, что хотим «оживить» реку, как в старые, добрые времена, когда на каждой пристани стоял домик – дебаркадер, с обязательным флагом. И мы приобрели такой, привели в порядок, отремонтировали. Но к нему был нужен катеришко, поскольку люди приезжают, спрашивают,  нельзя ли попасть водным путем в Тарусу, которая находится в четырех километрах отсюда.
Но все опять упирается в охрану, поскольку народ наш прост и бесхитростен: все, что «плохо лежит» – или стоит, будет умыкнуто в кратчайшие сроки. Так что оставить без присмотра катер мы не решились, он будет находиться на границе нашего заповедника, в деревне Митино, что вниз по реке на полтора километра. Там поблизости есть поселок Приволье, в котором живут энтузиасты, они пришли ко мне и предложили держать форпост в этом местечке.
И теперь желающие смогут совершать прогулки по Оке, ведь и Василий Дмитриевич Поленов нашел это место с реки…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий