Культура

20:58, 03 сентября 2014

Неспешно и с достоинством

 Марина ПАНФИЛОВА

«Но скука – вот беда, мой друг», – писал поэт о жизни в провинции. Невозможно сегодня представить, как жили наши предки без радио, телевидения и, страшно сказать, – без Интернета и мобильной связи, и все же историки пытаются создать картинки из прошлого.

Первое древлехранилище в уездном городе Епифани Тульской губернии было создано еще в 1886 году. А в 1998-м, возрождая традиции, Государственный музей-заповедник «Куликово поле» в усадебном комплексе мещан Байбаковых открыл историко-этнографический музей.
Это подворье – типичное для провинциального города России конца XIX – начала XX веков включает в себя деревянный жилой дом с гостиной, спальней и кабинетом, торговую лавку с подвалом, хозяйственный двор, огород и баню. В усадьбе показаны особенности быта, семейных отношений, духовных и материальных потребностей людей того времени.
Проходишь по помещениям, по двору, саду и вспоминаешь фильм «Женитьба Бальзаминова», снятый по произведениям А. Н. Островского. Представляешь, что у здешних обитателей, как и у персонажей ленты, дни текли неспешно: налаженный быт, посещение храма по воскресеньям, визиты знакомых.
Важная роль в музейной экспозиции отводится торговле, которая занимала главное место в жизни хозяев усадьбы. Лавка Байбаковых позволяет ощутить особый колорит торгового процесса той эпохи, запросы местных жителей, моды. Среди товаров – хомуты, шали, картузы, маслобойки, табак, сласти и еще много-много товаров. Тара – стеклянная и глиняная, под спиртное и под молочное. И потрясающие весы – как из металлического кружева.
В жилом доме поначалу была обставлена лишь одна комната – гостиная, с граммофоном, резным буфетом, похвальными листами на стенах и кузнецовским фарфором на накрытом столе. А недавно добавились еще две.
Детская с уютной беленькой кроваткой, точно пирож­ное-безе, и рабочим уголком матери семейства, где красуется швейная машинка «Зингер». Тут же стоит шкаф-горка с дамскими и детскими безделушками, в частности – набором пасхальных яиц, принадлежавший когда-то обитателям дома и переданный внучкой Антона Евграфовича Байбакова, Надеждой Ивановной, в дар музею – кстати, по ее воспоминаниям здесь все и было восстановлено. Что-то из обстановки приносили епифанцы, к примеру, столик для умывания во французском стиле с фаянсовым кувшином и чашей. А когда смотришь на зеркало в резной раме с потускневшей амальгамой, невольно задумываешься: сколько же красавиц за сто с лишним лет прихорашивались перед ним?..
Напротив – кабинет хозяина дома, обставленный не без изысканности, с мягкой мебелью и переносным шахматным столиком: не будем забывать, что Епифань – родина знаменитого шашиста Аркадия Оводова и на рубеже столетий все здесь увлекались этой игрой. На стенах помимо фотоснимков – портреты государя и государыни императрицы: показатель лояльности обитателей по отношению к власти. Игрушка для любого возраста – калейдоскоп и фотокамера, сделанная в начале ХХ века, – говорит о том, что здесь следили за техническими новинками. А коллекция дорогих настенных часов свидетельствует как о хобби хозяина, так и о его достатке. В книжном шкафу каждая полка задернута шторочкой – дабы не пылились и не выгорали раритетные издания. Образа в «красном углу» и тяжелый сейф – непременные атрибуты купеческой жизни: без Бога – не до порога, ну а выручку надежнее прятать в железный ящик: береженого Бог бережет.
Кухня – явный новодел, зато утварь внутри – вполне даже аутентичная. Сложена русская печь из современного кирпича, но по всем правилам прошлых веков: с лежанкой, устьем, дровником, где сушились дрова. В печном углу – хлебные лопаты, ухват, тут же – фигурные сечки для рубки капусты: ох и нелегкий быт был у хозяек того времени, ничего не автоматизировано – все делалось вручную. За столом сейчас проводятся интерактивные занятия и чае­пития для экскурсантов, а в витринах рядом – удивительные вещицы, которые хочется назвать произведениями искусства: щипчики для сахара и орехов, вафельницы, кофейные и чайные ложечки.
Через внутренний двор попадаешь в самую интересную часть экспозиции – подвал. Тут полно вещей, название и назначение которых современники не знают: маслобойки, вирши для рыбы – как с другой планеты прибыли. Потрясает детская коляска на резиновом ходу: плетеная корзина легко извлекается, и спящего ребенка можно переносить в ней так же, как это делают современные родители, – связь поколений налицо.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему