Культура

11:58, 12 апреля 2019

Никогда не пиши «никагда»

Грамотно изъясняться по-русски в эпоху гаджетов становится все сложнее. Привлечь внимание к русскому языку, повысить статус владения языковыми навыками и распространить «моду на грамотность» призвана ежегодная образовательная акция «Тотальный диктант», которая в очередной раз пройдет 13 апреля.



Ирина МЕЛЬХАНОВА
Сергей КИРЕЕВ

Не списывайте у Евы
…На последнем подготовительном занятии к Тотальному диктанту на территории ТГПУ им. Л. Н. Толстого немноголюдно. Зато те, кто сюда пришел, в большинстве своем уже участвовали в акции в предшествующие годы.
– Что меняется год от года в текстах и людях, приходящих их писать?
– Молодых становится больше, а тексты делаются сложнее, – считает Татьяна Александровна Краснова, в 2019 году она напишет Тотальный диктант в третий раз.
– Кому адресован этот диктант и кому он по силам?
– Прийти стоит всем, кто умеет писать и может ходить, – рекомендует Ольга. – В прошлом году я сама участвовала в Тотальном диктанте впервые. И сразу поймала себя на том, что совсем иначе смотрю теперь на афиши, вывески на улице. Сколько раз ходила мимо баннера с пунктуационными ошибками возле Городского концертного зала, а тут вдруг «споткнулась» о них. А еще после того, как написала прошлогодний диктант, автором которого была Гузель Яхина, мне нестерпимо захотелось прочитать «Зулейха открывает глаза». И прочитала. За 10 часов, на одном дыхании. На диктанте нам давали отрывок из еще не опубликованной тогда книги Яхиной «Дети мои». В конце лета, когда роман вышел, я сразу же прочитала и его. С такой жаждой искала знакомый отрывок, но он в результате довольно сильно отличался от того, что мы писали в апреле…
– Это отдельная технология – автор готовит текст для диктанта специально. Есть жесткие требования центрального штаба акции, которым подчиняются не только те, кто пишет диктант, но и те, кто проверяет его, и те, кто составляет, – объяснила координатор акции Тотальный диктант по городу Туле Юлия Иванова. – Текста заранее не видит никто, кроме экспертов, занимающихся редактированием.
К такому решению организаторы пришли после того, как на одном из ранних диктантов, где зачитывался отрывок из существующего литературного произведения, на проверку поступила работа, включающая несколько предложений, которые были в книге, а на диктанте не звучали.
Курьезов на Тотальном диктанте каждый год бывает достаточно. Чего стоят одни только подборки «Евы Даласкиной»! Еще в 2015 году кто-то из диктующих произнес: «Сейчас мы напишем текст Е. Водолазкина», а кто-то из пишущих перенес имя автора на бумагу именно так. С тех пор из самых смешных ошибок, допущенных на Тотальном диктанте, каждый год составляется новое «произведение Евы»…

Писать, чтобы читать
Этот человек вполне мог бы становиться отличником Тотального диктанта из года в год. Но не писал его ни разу. Потому что отвечает за проверку работ на уровне региона.
Гость номера – председатель экспертной группы по проверке Тотального диктанта в Тульской области, руководитель Центра русского языка и ре­гио­наль­ных лингвистических исследований ТГПУ им. Л. Н. Толстого, доктор филологических наук, профессор Дмитрий Романов:
– Тотальный диктант – это не собственно диктант, а просветительская акция, связанная с современной словесностью в широком смысле слова. Авторский текст – художественный и публицистический, который мы слышим на диктанте, – не дидактический материал, а единица современной прозы. И здесь мы осознаем, как привычный для нас язык повседневного общения может быть преломлен в художественном произведении. Не ради запятых или правильного написания слов, а для того, чтобы увидеть, как русский язык в современном его виде может быть интерпретирован в художественном произведении; ради изобразительно-выразительной функции языка, знакомства с современной литературой и стоит, в первую очередь, писать Тотальный диктант.

– Современная литература – понятие широкое…
– И это хорошо. Допустим, в 2015 году на диктанте писали текст Евгения Водолазкина. Он – доктор филологических наук, про­фес­сио­наль­ный литературовед, давний сотрудник сектора древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского дома) Российской академии наук в Санкт-Петербурге, и начинал он работать еще в те времена, когда сектор возглавлял академик Дмитрий Лихачев. У Водолазкина чудесная школа – научная, языковая и человеческая, и его тексты – литература филолога, выстроенная по законам языка, которые автору органически свойственны.
Совсем другое дело – Захар Прилепин, текст которого писали во второй год проведения всероссийской акции. Это человек, не имеющий никакого отношения к филологии, – безоценочно к его творчеству. Но при этом он высказывает личностную, яркую, отчетливую гражданскую и жизненную позицию. Публицистика его идет от этой жизненной позиции, и она абсолютно иная с точки зрения языкового оформления. И это тоже современный язык, который интересен нам.
Совершенно другого рода автор – Людмила Улицкая. Она прекрасный стилист, человек, работающий над фразой по-писательски напряженно, отыскивающий художественные средства, чтобы шел «к звуку звук». У таких авторов тексты рождаются не от знания языка, а от вдохновения. Язык Улицкой – русский литературный, художественно обработанный творческим сознанием.
Гузель Яхина, текст которой звучал на диктанте в прошлом году, – еще один тип литератора. Ее язык интересен тем, что находится на стыке русского и ее родного татарского. Это иное представление о языке – не значит, что плохое. Чингиз Айтматов, киргиз, оставил образцы мощнейшего русского языка, самобытного стиля. Яхина тяготеет к этой же стилистике – жесткой, мощной, мужской, и темы у нее такие же. Плюс спе­цифическая лексика. Хорошо это? С точки зрения образцовой речи – не знаю, с точки зрения Тотального диктанта – хорошо.
Павел Басинский, чей текст будет диктоваться в этом году, – представитель биографической публицистики, беллетрист, с той или иной степенью делающий опору на реальные документы. Текст его наверняка будет богат фактологически, но не думаю, что в плане орфографии или пунктуации он будет слишком сложен.

– Когда участники диктанта смогут узнать свои результаты?
– Диктант начинает проверяться уже в день написания. Большая работа, но нас, проверяющих, очень много – заполняем целый читальный зал. Практика показывает, что, если крепкий специалист проверит три работы, уделив каждой персональное внимание, результат будет качественнее, чем если про­фес­сио­нал высочайшего класса проверит 25 работ, неизбежно сделав какие-то из них «проходными».
В проверке участвуют сотрудники университета, мы привлекаем наиболее авторитетных школьных учителей, лучших наших бывших студентов. Разумеется, все они проходят предварительный инструктаж и работают в соответствии с рекомендациями, подготовленными центральным штабом Тотального диктанта в Новосибирске. Эти рекомендации являются результатом основательной работы профессионалов, учитывающей малейшие нюансы. Если сам диктант занимает примерно полторы печатные страницы, то справочных материалов с разъяснениями к нему – страниц двадцать. Потому и процедура апелляции чаще всего сводится просто к объяснению.
Узнать свою оценку можно будет на сайте Тотального диктанта, войдя по собственному паролю. Обычно результаты обнародуются на второй-третий день после написания. С этого момента в течение нескольких недель работы будут храниться в Центре русского языка и ре­гио­наль­ных лингвистических исследований ТГПУ имени Л. Н. Толстого на улице Менделеевской, где любой участник диктанта сможет в рабочие часы ознакомиться с результатами проверки, узнать, где сделал ошибки и какими правилами руководствовались проверяющие.

– Кому и зачем стоит написать Тотальный диктант?
– Одно дело, когда ты читаешь книгу, и совсем другое, когда чувствуешь произведение своей рукой. Вот тем, кто хотел бы по-настоящему почувствовать современную прозу, я советую непременно прийти на диктант. Проверить свою грамотность можно и при помощи многочисленных тренажеров, представленных в сети Интернет. Тотальный диктант – для тех, кто любит язык функционально – в литературном, публицистическом, философском, социологическом и других контекстах; для тех, кто любит не только язык, но и литературу. Одно без другого немыслимо.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий