Культура

09:00, 24 октября 2014

От «ботаника» до маршала

 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Вице-президент фестиваля кинокомедии «Улыбнись, Россия!», народный артист РФ, режиссер Всеволод Шиловский на пресс-конференции, предшествующей церемонии открытия, высказал надежду, что этот праздник станет еще одним брендом Тулы.

– Такое возможно, потому что ваше областное правительство и руководство города делают очень многое, выполняют все обязательства. Пообещали подготовить единую площадку для просмотра, и вот – подготовлен Городской концертный зал, созданы прекрасные условия для участников. Для чего вообще нужны фестивали? В России нет проката, те фильмы, которые снимают в нашей стране, чаще показывают за рубежом, создатели получают там какие-то премии, а отечественный зритель ни о чем не знает. И нужно возвращать публике ее любимцев, поэтому я здесь, а еще уже восемь лет возглавляю Всероссийский кинофестиваль актеров-режиссеров «Золотой Феникс», который проходит в Смоленске.
– Всеволод Николаевич, в вашей творческой биографии множество ролей в кино и режиссерских работ. А еще вас называют «пионером сериального жанра»: снятый в начале 70-х телефильм «День за днем» стал настоящим хитом, в час показа улицы пустели.
– Да, 17 серий, 144 артиста, среди них – Алексей Грибов, Нина Сазонова, Вячеслав Невинный… Я был тогда молод и неопы­тен, но помнил слова своего учителя, гениального Станицына Виктора Яковлевича: «Если ты можешь повести за собой людей, ты – режиссер, если нет – отойди в сторону, другие поведут».
– «День за днем» – произведение писателя-шестидесятника Михаила Анчарова. Как вы с ним познакомились?
– Познакомила жена Михаила, актриса Нина Попова. Мы не просто дружили, но были близки, как братья. Он был писателем, бардом, поэтом, художником – не поддаться обаянию этой личности невозможно. В то время по всему Советскому Союзу были клубы «Анчаровец», его книгами зачитывалась молодежь. Сделать многосерийный фильм – идея Михаила, вот и появилась в СССР первая «мыльная опера». Мы потом получили 300 тысяч писем-откликов, до сих пор этот рекорд еще не побит. Потом был еще сериал – «В одном микрорайоне», а дальше я записывал все свои спектакли на пленку. Потом стал работать над кинолентами – «Миллион в брачной корзине», «Кодекс бесчестия», «Блуждающие звезды», «Линия смерти», «Аферисты».
– А как воспринимаете себя в качестве киноактера?
– В кино до 42 лет не снимался принципиально. И только почувствовав, что МХАТ гибнет, сдался. Сыграл кучу ролей – от алкоголика до маршала, и ни одна, слава богу, не повторилась, не заштамповалась. Но это не значит, что всегда доволен тем, что сделал.
– У каждого актера есть роль-прозвище, к примеру, Елена Яковлева долгое время была для всех «интердевочкой», а сейчас стала «Каменской». А вы для зрителей – «ботаник» Паша из «Любимой женщины механика Гаврилова». Не раздражает?
– Сначала добавлю, что это я рекомендовал Пете Тодоровскому Лену на главную роль: он с ног сбился, провел пробы со многими актрисами – нет Таньки! И я посоветовал ему съездить в Ленинград, посмотреть на Елену Яковлеву, с которой только что работал в одном фильме. Он оттуда звонит: «Старик! Ты гений! Мы ее нашли!..» И потом я снялся в «Интердевочке» в роли Таниного папы – типа неприятного, но в чем-то заслуживающего оправдания и сожаления, несомненно. Но я для всей страны стал Пашей на долгое время, мне даже на «Мосфильм» письма приходили: «Паша, ты представляешь, в какую я ситуацию попал…» А самое потрясающее воспоминание – это реакция зрителей на персонаж из «Военно-полевого романа». Бывший солдат, спивающийся, одетый в поношенное пальто, тельняшку и стоптанные ботинки, влачащий жалкое существование, и фронтовики потом писали: «Сынок, откуда ты нас так хорошо знаешь?..»
– Так откуда?
– От Тодоровского. От Анчарова. Они воевали, рассказывали мне, как потом не могли себя найти в мирной жизни те мальчики, опаленные войной. На груди – «иконостас», на теле – ранения, а в душе – пустота… Потому что слишком рано выпало на их долю такое испытание.
– И все-таки вернемся к актерско-режиссерской деятельности, которая у нас по-прежнему остается и в материальном, и в моральном смысле очень зависимой.
– Актеры у нас получают довольно мало, а режиссеры за свой каторжный труд, по-моему, еще меньше. Но вся беда в том, что актеры – это люди, которые жить не могут без сцены, публики, без кинокамер и съемок. Это очень страшная профессия по своей зависимости. И режиссер в последнее время все больше становится зависим. Сейчас входит в жизнь продюсерский вид творчества. Профессиональный продюсер уже выбирает актеров и предлагает их режиссеру. А не нравится, так можешь быть свободным.
– Что нового появилось в вашей жизни?
– Новая программа на канале ТВ-Центр, которая идет по вторникам в 00.35, – «СтихиЯ», ведущий – Всеволод Шиловский. В гостях уже побывали Гафт, Смехов, Максакова, Рутберг, Ливанов, Камбурова, Филиппенко, Щербаков… Пусть зрители смотрят эту передачу, которая идет 26 минут. Впервые идет разговор о поэзии, чего давно уже не было, – этим могу похвастаться. И каждый участник может продемонстрировать свой поэтический дар и дар чтеца.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

Полный вперед!

20 октября, 19:58

Доброе место

17 октября, 09:00