Ежедневная областная общественно-политическая газета

Войти на сайт

Сегодня 15 Августа 2020

От «ботаника» до маршала

От «ботаника» до маршала
24 Окт 2014 09:00 / Культура
 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Вице-президент фестиваля кинокомедии «Улыбнись, Россия!», народный артист РФ, режиссер Всеволод Шиловский на пресс-конференции, предшествующей церемонии открытия, высказал надежду, что этот праздник станет еще одним брендом Тулы.

– Такое возможно, потому что ваше областное правительство и руководство города делают очень многое, выполняют все обязательства. Пообещали подготовить единую площадку для просмотра, и вот – подготовлен Городской концертный зал, созданы прекрасные условия для участников. Для чего вообще нужны фестивали? В России нет проката, те фильмы, которые снимают в нашей стране, чаще показывают за рубежом, создатели получают там какие-то премии, а отечественный зритель ни о чем не знает. И нужно возвращать публике ее любимцев, поэтому я здесь, а еще уже восемь лет возглавляю Всероссийский кинофестиваль актеров-режиссеров «Золотой Феникс», который проходит в Смоленске.
– Всеволод Николаевич, в вашей творческой биографии множество ролей в кино и режиссерских работ. А еще вас называют «пионером сериального жанра»: снятый в начале 70-х телефильм «День за днем» стал настоящим хитом, в час показа улицы пустели.
– Да, 17 серий, 144 артиста, среди них – Алексей Грибов, Нина Сазонова, Вячеслав Невинный… Я был тогда молод и неопы­тен, но помнил слова своего учителя, гениального Станицына Виктора Яковлевича: «Если ты можешь повести за собой людей, ты – режиссер, если нет – отойди в сторону, другие поведут».
– «День за днем» – произведение писателя-шестидесятника Михаила Анчарова. Как вы с ним познакомились?
– Познакомила жена Михаила, актриса Нина Попова. Мы не просто дружили, но были близки, как братья. Он был писателем, бардом, поэтом, художником – не поддаться обаянию этой личности невозможно. В то время по всему Советскому Союзу были клубы «Анчаровец», его книгами зачитывалась молодежь. Сделать многосерийный фильм – идея Михаила, вот и появилась в СССР первая «мыльная опера». Мы потом получили 300 тысяч писем-откликов, до сих пор этот рекорд еще не побит. Потом был еще сериал – «В одном микрорайоне», а дальше я записывал все свои спектакли на пленку. Потом стал работать над кинолентами – «Миллион в брачной корзине», «Кодекс бесчестия», «Блуждающие звезды», «Линия смерти», «Аферисты».
– А как воспринимаете себя в качестве киноактера?
– В кино до 42 лет не снимался принципиально. И только почувствовав, что МХАТ гибнет, сдался. Сыграл кучу ролей – от алкоголика до маршала, и ни одна, слава богу, не повторилась, не заштамповалась. Но это не значит, что всегда доволен тем, что сделал.
– У каждого актера есть роль-прозвище, к примеру, Елена Яковлева долгое время была для всех «интердевочкой», а сейчас стала «Каменской». А вы для зрителей – «ботаник» Паша из «Любимой женщины механика Гаврилова». Не раздражает?
– Сначала добавлю, что это я рекомендовал Пете Тодоровскому Лену на главную роль: он с ног сбился, провел пробы со многими актрисами – нет Таньки! И я посоветовал ему съездить в Ленинград, посмотреть на Елену Яковлеву, с которой только что работал в одном фильме. Он оттуда звонит: «Старик! Ты гений! Мы ее нашли!..» И потом я снялся в «Интердевочке» в роли Таниного папы – типа неприятного, но в чем-то заслуживающего оправдания и сожаления, несомненно. Но я для всей страны стал Пашей на долгое время, мне даже на «Мосфильм» письма приходили: «Паша, ты представляешь, в какую я ситуацию попал…» А самое потрясающее воспоминание – это реакция зрителей на персонаж из «Военно-полевого романа». Бывший солдат, спивающийся, одетый в поношенное пальто, тельняшку и стоптанные ботинки, влачащий жалкое существование, и фронтовики потом писали: «Сынок, откуда ты нас так хорошо знаешь?..»
– Так откуда?
– От Тодоровского. От Анчарова. Они воевали, рассказывали мне, как потом не могли себя найти в мирной жизни те мальчики, опаленные войной. На груди – «иконостас», на теле – ранения, а в душе – пустота… Потому что слишком рано выпало на их долю такое испытание.
– И все-таки вернемся к актерско-режиссерской деятельности, которая у нас по-прежнему остается и в материальном, и в моральном смысле очень зависимой.
– Актеры у нас получают довольно мало, а режиссеры за свой каторжный труд, по-моему, еще меньше. Но вся беда в том, что актеры – это люди, которые жить не могут без сцены, публики, без кинокамер и съемок. Это очень страшная профессия по своей зависимости. И режиссер в последнее время все больше становится зависим. Сейчас входит в жизнь продюсерский вид творчества. Профессиональный продюсер уже выбирает актеров и предлагает их режиссеру. А не нравится, так можешь быть свободным.
– Что нового появилось в вашей жизни?
– Новая программа на канале ТВ-Центр, которая идет по вторникам в 00.35, – «СтихиЯ», ведущий – Всеволод Шиловский. В гостях уже побывали Гафт, Смехов, Максакова, Рутберг, Ливанов, Камбурова, Филиппенко, Щербаков… Пусть зрители смотрят эту передачу, которая идет 26 минут. Впервые идет разговор о поэзии, чего давно уже не было, – этим могу похвастаться. И каждый участник может продемонстрировать свой поэтический дар и дар чтеца.

Читайте также

Фолк без привкуса «клюквы»
10 Авг 2020 11:30 / Культура

«В школе меня хейтили», – признается художественный руководитель ансамбля «Ладушки» Ирина Брыкова. На пару секунд задумавшись, она добавляет: «Но это же не со зла было, а от незнания…»

Читать »
По следам Высоцкого
22 Июл 2020 12:40 / Культура
В соцсетях сегодня большой популярностью пользуется проект, цель которого – составить энциклопедию «Высоцкий». «Задача очень трудная, потребует много времени для реализации, конечный результат неясный, – признается модератор-журналист Николай Андреев, проживающий, кстати, в Чекалине. – Но заниматься этим надо. Высоцкий настолько значительное явление в нашей культуре, искусстве, истории, что есть нужда в подобной энциклопедии. Конечная цель – выпустить бумажный вариант, но это дело далекого будущего. Надеюсь, к 100-летию Владимира Семеновича энциклопедия будет создана». Между тем, в Тульской области есть тот, кто не стал ждать юбилейной даты (напомним, отмечать ее будут 25 января 2038 года), а, что называется, здесь и сейчас издал свое во многом уникальное исследование, посвященное известнейшему поэту, исполнителю песен и актеру. Читать »
Высоцковед из Чекалина
13 Июн 2020 16:04 / Культура
Писателя-журналиста Николая Андреева мы застали в городе Чекалине Суворовского района не в гамаке или садовом кресле-качалке, а, конечно же, за работой. Но – не за ноутбуком, печатной машинкой или на худой конец с «лейкой» и блокнотом», как могут подумать некоторые. Литератор перед приездом репортерской группы «ТИ» трудился над очередным своим шедевром – строил большущий дом на сваях и с окнами размером с человеческий рост! Потому встретил нас Николай Алексеевич в галошах, перчатках, куртке, слегка испачканной побелкой или гипсом, но при этом – с охапкой своих книг: тут вам и «Жизнь Сахарова», и «Жизнь Горбачева», и «Тайна перевала Дятлова», и «Жизнь Высоцкого». Вот последняя нас интересовала, пожалуй, больше остальных. Мы-то ведь знаем туляка Владимира Щербакова, десятилетиями исследующего песни Высоцкого и фильмы с его участием, а вот о чем в свою очередь поведал миру Николай Андреев? И, забегая вперед, добавим: наш собеседник сказал в «Жизни Высоцкого», оказывается, не все, что хотел, – потому как планирует уже большую энциклопедию о знаменитом барде. Читать »

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

da300x250_v5.png






Предпочтительный формат


Наш Twitter