Культура

15:16, 18 августа 2017

Постер как искусство

Марина ПАНФИЛОВА

Многие знают Валерия Куприкова как талантливого фотографа. Но сегодня у него иной вид занятий. За долгие годы он собрал коллекцию уникальных плакатов и постеров со всего мира. Сейчас в ней находится больше тысячи экземпляров. Мастер умело создает оформление для каждого изображения.

Стильно, современно, талантливо – этими эпитетами можно охарактеризовать выставку постеров тульского профессионального фотографа, члена Гильдии рекламных фотографов, галериста, коллекционера Валерия Куприкова.
В экспозиции, которая открыта сейчас в Выставочном зале на Красноармейском проспекте в Туле, представлены 126 работ на разные темы: шедевры мировой живописи, пейзажи, архитектура, знаменитости.
– Выставка – результат внутреннего бунта: мне хотелось расшевелить сонную летнюю Тулу, – признается Валерий Куприков. – Город и горожане словно застыли – это нередко случается в жаркое время года, когда людьми правят лень и созерцание. Вот я и решил сделать подарок тем, у кого мышление не трафаретное, и в первую очередь своим друзьям, у которых накануне состоялись творческие вечера: у Саши Карташева, Гены Пономарева. И эти события дали мне определенный импульс: искусство способно взбудоражить, разбудить фантазию… А то, что постер сегодня – один из видов искусства, не вызывает сомнений.
– Плакат может быть явлением культуры?
– Почему бы и нет? Хотя о современном искусстве говорить сложно, и это вовсе не обусловлено характерными особенностями XXI века, наполненного инновациями и технологическими новшествами. Известно, что в разные века новаторов не признавали, а спустя время объявляли гениями. Но постерная культура не нова, она вошла в нашу жизнь давно – еще в позапрошлом столетии, когда наши предки клеили на стены домов лубочные картинки…
Прогресс не стоит на месте, так же как и искусство. Для разных эпох характерны свои тенденции, которые, конечно, находят отражение в художественных произведениях. Более того, зачастую именно модные веяния формировали образ и уклад жизни населения.
– Что вы имеете в виду?
– К примеру, архитектурные направления определяли жизнь людей в разные исторические периоды, которые и именовались в честь них: барокко, рококо, ренессанс… Архитектура формировала вкусы и манеру поведения, стиль общения, диктовало то, каким сделать интерьер дома и что надеть.
А постер, по сути, – копия художественного произведения, но копия особенная. Когда талантливый копиист воссоздает шедевр признанного живописца, получается еще один шедевр, весьма дорогостоящий, – такие не всем по карману. Чтобы понять суть постера, надо вспомнить эволюцию копии, когда она была только перепечаткой изображения в журнале. Но ХХ век пробудил массовый интерес к искусству, и множество людей стали украшать свои квартиры, комнаты, кабинеты вырезанными из журналов иллюстрациями. Это было явление, ставшее предтечей постерной культуры. Я помню, как в детстве рассматривал многочисленные репродукции, продававшиеся в киосках, когизах, как тогда называли книжные магазины.
– То есть постер и культура не противоречат друг другу?
– Нет, при определенном условии: если картина соответствует времени и месту, то есть «у-местна» и «со-временна». Хорошо сделанный и правильно размещенный постер имеет свое смысловое значение. Кто-то из великих сказал: если произведение работает на созидание, значит, оно культурно.
А интерьерные постеры способны «разговаривать» с воображением и подсознанием зрителя.
– Умение четко и ясно видеть то, что порой незаметно для многих, выдает в вас прекрасного фотографа. Да, и для многих туляков фамилия Куприков ассоциируется со студией «Аристон»…
– Это – в прошлом. Да, сначала было увлечение фотографией, со временем оно стало приносить доход, и приходилось по­многу работать – накапливать опыт, мастерство. Но потом захотелось чего-то нового…
А постеры вошли в мою жизнь давно, по существу, каждая работа – как страничка личного календаря: смотрю и вспоминаю, в каком году случилась встреча с этим произведением, какие события сопутствовали…
Это интересные вехи, красивые, яркие. Буйство красок или лаконичность, однотонность, гармонично подобранные оттенки, плавность линий и масштабность объемов – эти изобразительные средства применимы и к постерам, что превращает их в самостоятельный жанр смысловой организации нашего жизненного пространства.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий