Культура

00:00, 05 августа 2017

Шкатулка с самоцветами традиций

Юлия ГРЕЧЕНКОВА
Фото из архива
центра народного творчества

Экспедиции бывают разные. Покорители горных пиков берут с собой «кошки», кирки и запас тушенки. А специалисты Тульского центра народного творчества, собираясь в фольклорно-этнографическую поездку, кладут в багажник автомобиля балалайку и гармонь.

Соломенная «простушка»
Их кропотливая работа – на грани профессионализма и  чисто человеческого теплого отношения, понимания и интереса.  Собираясь в тульскую глубинку, фольклористы заранее знают – проведут там весь день, слушая неспешную стариковскую речь, проходя вместе с собеседниками по лабиринтам их памяти.
Любая информация ценна, каждый артефакт. Обрывок старинной песни, сотню лет пролежавшая в сундуке понева, свернутый из древесной коры рожок пастуха.
– Фольклорно-этнографические экспедиции на протяжении последних двух лет составляют основу работы центра народного творчества, – рассказывает его директор Алексей Ченцов. – Деревни Турдей Воловского района, Кураково в Белевском, Кузовка в Богородицком, Молчаново в Чернском – определены как очаги культуры еще несколько десятилетий назад. Туда не раз приезжали этнографы и фольклористы из Москвы, однако собранные ценнейшие данные не увидели свет. В основном вся информация хранится в частных московских архивах и вузах, где к ней не имеют доступа широкие слои населения. Те, с кем удается пообщаться сейчас, – это люди, рожденные после войны. Советский уклад жизни с его массовой культурой, домами культуры и хорами немало поспособствовал тому, чтобы народный русский фольклор, обряды и традиции забылись. То, что удается собрать участникам экспедиций сейчас, – это действительно крохи.
И надо успеть «схватить» ускользающую красоту уходящей вместе с людьми эпохи. Потому что еще чуть-чуть – и сделать это уже будет невозможно. Беседы с деревенскими старожилами снимают на видео, старинные предметы обихода фотографируют. Уже сейчас  о том, что им удалось «добыть», можно прочесть  на сайте центра народного творчества cnt.ocktula.ru. Многочасовые видеоматериалы сейчас изучают, они получат детальное описание и тоже появятся в открытом доступе. Привезенные из сел и деревень артефакты дороги, но немногочисленны – как самоцветы в шкатулке. Каждый становится в итоге важной частью выставок, которые готовит центр. Именно так получилось с соломенной куклой, которую сделали жительницы богородицкой деревни Кузовка – Екатерина Калинина, Мария Гайдукова и Валентина Сычева. По словам Алексея Ченцова, свидетельств о том, какими были традиционные русские игрушки, сохранилось совсем мало. Так что соломенная кузовская «простушка» – настоящая ценность.

Гармонь из багажника
– Прежде чем выехать в глубинку, непременно кладем в багажник автомобиля балалайку и гармошку, – рассказывает Ченцов. – Музыкальная культура, специфические, встречающиеся лишь в определенных уголках области наигрыши – это то, что, на удивление, сохранилось лучше всего, дошло до наших дней в неизменной форме. Нередко удается найти человека, который признается: в молодости был душой любой вечерки, играл мастерски, но уже лет тридцать не держал в руках инструмента, да и нет его. Тут-то мы достаем нашу балалайку или гармошку. В деревне Турдей наша экспедиционная группа познакомилась с уникальным человеком – балалаечником, гармонистом, плясуном Николаем Кургиным. Благодаря ему удалось записать традиционные наигрыши страданий и частушек, характерных для этой части Тульской области.
Но больше всего старинного русского фольклора удается собрать на праздниках. Так, в деревне Кураково Белевского района по-прежнему отмечают Троицу именно так, как это было принято многие века назад. Тогда обряд называли «венки закидывать». Сейчас не зовут, пожалуй, никак. Но суть праздника осталась прежней. Рано утром вся деревня отправляется в поле заламывать молодые березки и вить из них венки. Потом кураковцы с песнями обходят свою деревню. Временами останавливаются и пускаются в пляс, затягивают грустную хороводную песню или сыплют частушками.
– Частушка – это обязательный элемент любого народного гулянья. После застолья непременно начинались пляски, и плясали в старину совсем не так, как сейчас на дискотеках, где в арсенале три движения, – говорит он. – Выдавали такие коленца! И если сейчас 70-летние деревенские мужчины иной раз «показывают класс», то можно вообразить, как танцевали они, будучи молодыми. Частушки пели не просто так, это было своего рода соревнование, «битва» двоих, и главная задача – «забросать» соперника частушками, так что он уже терялся и не знал, что ответить. Поэтому часто по своему содержанию они таковы, что будто бы «подкалывают» слушателя.

Звуки старины
Здесь, в Куракове, аккомпанементом певцам служит постукивание деревянных трещоток. Это русский народный музыкальный инструмент. Местные старожилы уверяют: в Куракове на нем играли с незапамятных времен. Руководитель здешнего фольклорно-этнографического ан­самбля «Марьюшка» Татьяна Рыжова говорит, что в старину в каждом кураковском доме имелось по нескольку штук. Как и из чего сделать народный инструмент, здесь знают и сейчас. 68-летний Виктор Половов мастерит их по тем же канонам, что бытовали сотню лет назад.
Вот что удивительно: если спросить  любого их этих людей, зачем каждый год выходят на троицкое шествие, почему все никак не забудут  слова старинных песен, – никто не сможет объяснить. Любовь к традициям, желание их сберечь  у деревенских старожилов огромны, и это нелегко облечь в слова.  Но интуитивно каждый чувствует: если забыть о прошлом, можно лишиться и настоящего, и будущего.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему