Ежедневная областная общественно-политическая газета

Войти на сайт

Сегодня 20 Июля 2019

Слесарь с приставкой «арт»

Слесарь с приставкой «арт»
14 Июн 2019 10:50 / Культура
На блошиных рынках Тулы Сергея Сабину хорошо знают. Каждые выходные 66-летний ремесленник обязательно обходит их, расположенные в Заречье и на улице Колетвинова. А если подвернется оказия в Москве побывать, так и в Измайловский вернисаж непременно заглянет.

Арсений АБУШОВ
Елена КУЗНЕЦОВА

– На барахолке чего только не сыщешь: от винтиков каких-нибудь – до ваз, часов, бра, статуэток… Даже элементы старинных кроватей могут приглянуться и пригодиться. В общем, всего и не перечесть, – делится Сергей Павлович и замечает, что даже если ничего не купит, ему все равно в голову приходят новые идеи для творчества.  
Хотя в замыслах у мастера и без того нет дефицита: найти бы время на то, чтобы все реализовать. И ковчеги для икон по собственным эскизам делает, и в макетах воссоздает преданья старины глубокой, а то и совсем недавно утраченные – не больше сотни лет назад – объекты. Да что там дома – целые городские кварталы, поселения возрождаются в его миниатюрах.
Когда из слесаря-инструмен­тальщика Сергея Сабины получился еще и арт-ремесленник, он и сам точно не скажет. За 30 лет в профессии так в мастерстве поднаторел, что и для семьи начал какую-то бытовую утварь делать. Постепенно пришел интерес не просто своими руками быт налаживать, но и украшать его, и в доме стали появляться милые сердцу и радующие глаз безделицы, а то и предметы для красного угла.
– Я в Эрмитаже в Петербурге залюбовался ковчегами под иконы. И так мне они в душу запали, что года четыре назад решил сделать нечто похожее, но с тульским акцентом. А что тульское хорошо узнаваемо? Самовары! Вот поддон от водогрея и послужил основанием для моего ковчега, – вспоминает самородок.
Дубовый корпус, латунные трубки – ларь для иконы Казанской Богоматери получился внушительным, но еще недостаточно величественным. Да и тульского колорита, по разумению мастера, не хватало. Потому в качестве основы для церковного купола, венчающего композицию, решено было взять самоварную крышку.
Этот ковчег и стал отправной точкой в цикле работ мастера, посвященных Туле.
– Я когда ковчег этот завершил, понял, что уже не смогу остановиться и продолжу создавать что-то с тульским акцентом. Но что именно – сразу не знал. А потом вдруг пришло в голову: сделаю макет кремля,  но не сегодняшнего, а начала прошлого века, – рассказывает Сергей Сабина. – Стал читать документальную литературу, приобретал фотографии старой оружейной столицы.
Обрамление для композиции мастер выполнил под стать ковчегу – без деталей от самовара не обошлось, а сам макет – стены, храмы, хозяйственные постройки – полностью из дерева. Зеленые насаждения в миниатюрном кремле – из малахита.
– За пять месяцев эту работу выполнил. И, как в прошлый раз, душа продолжения потребовала. Решил я в буквальном смысле пойти дальше: выйти за стены кремля, – улыбается Сабина.  
Новый макет получился еще более масштабным. Здесь и Казанская, Крестовоздвиженская, Благовещенская церкви, и часовня Параскевы Пятницы, и торговые ряды...
– Многое в 30-е годы ХХ века уничтожили, но за историческую и топографическую достоверность своих макетов я ручаюсь. У меня все четко по своим местам расставлено, можно сличать с документальными фотографиями, – гордо заявляет автор композиций.
Всего в этом цикле ремесленника пять работ. Пожалуй, самая неожиданная среди них – воссозданная в объеме картина Василия Поленова «Московский дворик».
– Пусть вас мой выбор не смущает, – говорит Сергей Павлович. – Поленов к Тульской земле самое прямое отношение имеет. Да и основанием для этого макета я тоже выбрал самоварный поддон, так что все вписывается в мою концепцию.
Артефакты приглянулись искусствоведам, и вот в День России в музейно-выставочном комплексе Тульского кремля открылась персональная экспозиция Сергея Сабины – первая, но, как надеется ремесленник, не последняя его выставка.
– Я уже тружусь над яснополянским циклом. Каждая миниатюра будет выполнена на срезе дерева, которому две сотни лет, – делится планами энтузиаст, заверяя, что заготовки двухвековой давности уже припасены.
Как и прежде, в миниатюрах Сабины будет много мелких деталей. Их мастер сам вытачивает на домашнем токарном станке. И пусть ногти стесаны дальше некуда – это не беда, улыбается ремесленник: невелика утрата в сравнении с результатом. Да и работа впредь, говорит, быстрее и проще пойдет, ведь у него теперь есть высококлассный инструмент – подарок главы региона.

Читайте также

Мой зритель – это человек «опен-майнд»
19 Июл 2019 15:13 / Культура
Гостиная «Тульских известий» вновь открыла свои двери. В этот раз на беседу мы пригласили Евгения Маленчева – режиссера одного из самых обсуждаемых спектаклей тульского драмтеатра «Каренины». С ним мы поговорили о свободе в сердце и в театре, о том, чем отличается хороший спектакль от успешного, и о том, может ли творческий человек когда-нибудь сказать: «Я сделал все». Читать »
Хрупкая красота
19 Июл 2019 14:21 / Культура
Дзи-и-инь! – Только не сервиз… Графиня, поставьте супницу на место! – Ни за что! Вот вам мои аргументы! И снова оглушающе звенит бьющееся стекло. Судя по звуку, на этот раз вдребезги разлетелось что-то тяжелое – вероятно, упомянутая супница… Читать »
Все зрите, се Елисавета
19 Июл 2019 14:20 / Культура
В Тульском музее изобразительных искусств «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» кисти Алексея Антропова притягивает к себе особое внимание зрителя. Изображена на нем вступившая на престол в 1741 году русская императрица, слывшая в молодости чуть ли не первой красавицей Европы. Читать »

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
  da300x250_v5.png






Предпочтительный формат

 

Присоединяйтесь к нам Vkontakte

Наш Twitter