Культура

12:35, 26 октября 2018

Сорок пять медведей

Нелли ЧУКАНОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

«Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу…» С этого немудреного стишка, посвященного популярной детской игрушке, начиналось знакомство с поэзией практически каждого из нас. И, наверное, большинство детей получают на свой первый день рождения именно плюшевого мишку. Кажется, такая традиция была всегда. Но на самом деле это не так.

Немного истории
В старину на Руси в виде медведей делали глиняные свистульки, а еще вырезали деревянные игрушки, где медведи, подчиняясь веревочке, пилили бревно или поочередно били молотками по наковальне. И это понятно, ведь у русских к медведю – зверю серьезному, сильному и коварному – всегда было особенное отношение, его уважали и побаивались, а звали не иначе как медведюшкой-батюшкой.
Первый известный истории медведь – мягкая игрушка появился в Германии в конце XIX века, но массово шить их стали только в начале ХХ века.
По одной из версий, к которой склоняются историки-теддиведы, своим названием иноземный мишка обязан президенту Теодору (уменьшительно – Тедди) Рузвельту. В 1902 году тот во время охоты пожалел медведя, журналисты обнародовали случай, и вскоре эмигрант из России – между прочим, Михаил Мишин – выставил на продажу в универмаге Нью-Йорка плюшевого мишку, сшитого его супругой, с лейблом «Медведь Теодора». Маркетинговый ход сработал, вскоре была основана компания по производству «игрушек нового поколения», и в основном там шили плюшевых медведей. Примерно в это же время их стали выпускать и в Германии. Особенно популярными мишки стали после выставки в Лейпциге, с этого началось их триумфальное шествие по всему миру.
Первый массовый госзаказ на пошив медведей в России был сделан в 1908 году. Понадобилась дюжина штук для детского приюта, изготавливали игрушки по импортному образцу. Так что в этом году наша страна вполне могла бы отпраздновать 110-летие плюшевого мишки.
В Советском Союзе распоряжение о разработке плюшевого медведя родилось в 1930 году и поступило в Институт игрушек в Звенигороде, причем было дано четкое указание сделать нечто абсолютно не похожее на западные аналоги: наш медведь должен олицетворять мощь и силу СССР.
Но что-то не задалось в том институте, и советские дети стали получать на дни рождения набитых опилками или ватой утробно рычащих мишек только с пятидесятых годов прошлого столетия.
Эта игрушка пережила кровопролитные войны и революции и до сего дня остается любимейшей и у мальчиков, и у девочек всего мира. Став взрослыми, многие не бросают своих любимцев – по разным странам насчитываются десятки тысяч коллекционеров плюшевых мишек. У некоторых можно найти редкие старинные экземпляры, изготовленные из натурального меха и мохера.

Потапыч и Марьиванна
– Два самых старых медведя из моей коллекции выпущены в начале пятидесятых годов ХХ века, – рассказала тулячка Елена Пастухова, увлеченно собирающая эти плюшевые игрушки. – Они сшиты из классического плюша и набиты опилками. Коричневый, поменьше, был подарен моему супругу на день рождения в 1955 году. А второй, черный, торжественно восседал на капоте автомобиля, везущего юного дядюшку мужа в загс в 1960-м. Была такая традиция – украшать машину невесты куклой, а авто жениха – плюшевым медведем. Увы, черный медведь в процессе переездов с квартиры на квартиру утратил уши и теперь носит велюровую шляпу. Зовут его Потапыч. А у коричневого  – нет ноги:  оторвали мишке лапу! Пришлось сшить платье и назвать зверя Марьиванной. А вот это – их сынишка, плюшево-ватный Мишутка 1972 года выпуска. На всю жизнь запомнила, как в мой день рождения мама и папа пришли в садик и вручили мне этого мишку.
Но первым медведем моей жизни был огромный белый плюшевый зверь – ростом, наверное, с семилетнего ребенка. Подарил его друг отца. Мама рассказывает, что тогда я только училась ходить и робко топала вдоль высокой спинки дивана с валиками. Дядя Владик, желая удивить ребенка, посадил в противоположный угол медведя, и когда я обернулась и увидела этого монстра, то дико разревелась. Но потом мы все же подружились и с мишкой я не просто играла, я на нем жила, такой он был большущий.
Увы, со временем белоснежный плюш запачкался, мамочка выстирала мишку в корыте, и от опилок он пожелтел. И перестал рычать. Потом его передарили кому-то из соседских ребятишек, а жаль, ведь он мог бы стать лучшим экземпляром моей коллекции.
Когда в середине восьмидесятых родилась старшая дочка, родители мужа преподнесли ей большущего рыжего медведя из искусственного меха, набитого поролоном. Кстати, по мишкам можно изучать этапы развития легкой промышленности, ведь в разное время их шили из разных материалов и использовали различные наполнители. Теперь эти игрушки чаще набивают синтепоном и другими искусственными волокнами, даже очень большие медведи – размером с кресло – стали легкими и мягкими. Часто в лапках или других частях медвежьего тела встречаются пластиковые шарики, развивающие мелкую моторику у детей.
У сыновей и младшей дочери, конечно, были свои мишки, так и собралась основа коллекции, которая теперь понемногу пополняется. Без особого фанатизма, естественным образом – мишек, в основном небольшого размера, дарят родные и друзья. Вот этого старшая дочь привезла из Ирландии, а этого – из Нью-Йорка, куда ездила по работе. Есть мишки из Лондона, Барселоны и Праги. А есть – из секонд-хенда. Его подарила бабушка-соседка, прознавшая о моем увлечении. Игрушка довольно старая, мех у медведика – чистошерстяной и побит молью.
Есть теддик из Франции, его шерсть ароматизирована шоколадом. Игрушке больше десяти лет, но запах все еще хорошо ощутим.
В квартире собралось уже сорок пять медведей, еще пяток – самые крупные и старые – охраняют дачу.
Со временем к коллекции прибились мишки из других материалов, и теперь в ней имеется несколько фарфоровых безделиц советского периода, металлический мишка-брелок, пара игрушек из мыла, а вот шоколадного медведя кто-то потихоньку съел!
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий