Культура

12:53, 05 апреля 2019

Страсти по Фрейду, или Голая правда

Арсений АБУШОВ

Елена КУЗНЕЦОВА

Оставь одежду, всяк сюда входящий. А еще в гардеробе лучше забыть и все остальное: наряду с пальто, платьями, костюмами, кардиганами сдавайте кожу и мышцы… Впрочем, если не готовы сразу – не беда, все равно сделаете это чуть позже. Исключительно по доброй воле.

Страсти по Фрейду – это интерактивная выставка, где созерцая, зрителя вынуждают заняться даже не стриптизом, а полноценным эксгибиционизмом … души…. Не для всех вокруг, а, как минимум, для себя самого. Уж будьте уверены: каждому пришедшему обязательно откроются все потаенные желания его же естества. А Фрейд – только повод, приглашение к разговору наедине с собой, без страхов и упреков, отринув стыд, и даже забыв о совести вкупе со всеми остальными чувствами, свойствами, характеристиками человеческой натуры.

«Откиньте всякий страх. И можете держать себя свободно» – действуйте в точности, как предлагает сумасшедший – герой одноименного стихотворения Алексея Апухтина. Тут можно.

Итак, наедине с собой – в путь по экспозиции. Занимайте места в мультимедиа зале Likerka loft. Все, что нужно – проплывет, промелькнет, прокружится на белых-белых простынях-экранах, предусмотрительно «постеленных» по всему периметру зала.

Мультимедийная часть проекта разделена на 7 новелл, каждая из которых исследует тему телесности по-своему: соблазнительная невинность и хладнокровное насилие, ужас рождения и радость смерти, тело как объект восхищения и желания, блуждание сознания вне плоти…

За свои слова: рушить рамки и границы, авторы проекта, действительно, отвечают, одаривая в течение 40 минут, что идет демонстрация, безумной смесью современной музыки в необычной аранжировке и классических и не очень произведений художественного искусства.

Тут и гротескные, чересчур откровенные полотна австрийского экспрессиониста Эгона Шиле, работы которого искусствоведы сравнивают с портретом Дориана Грея; и картины двух Микеланджело – признанных, но таких разных гениев: Буонарроти и Караваджо; и, пронизанная депрессией вкупе с отчаянием, живопись норвежца Эдварда Мунка, и творчество художника-графика, яркого представителя английского эстетизма и модерна конца XIX века Обри Бердслея. Компанию работам таких разношерстных, но, безусловно, непререкаемо авторитетных авторов, составляют творения других признанных мэтров – Рембрандта, Гойи, Рубенса, Тициана, Боттичелли, Франсуа Буше, Эдгара Дега, Пьера Боннара и других.

Что сказал бы Зигмунд Фрейд, если бы все эти художники стали его пациентами, лучше и не знать. Наверняка, что-то очень шокирующее о раздиравших души живописцев страстях. Ведь по Фрейду художник – это особая личность, «сейсмограф» эпохи, чувствительность которого заставляет его более остро, тонко ощущать конфликты культуры, и нередко приводит его не только к бегству в алкоголизм, невроз, но даже к безумию. Однако если невротик переселяется в нереальный мир фантазий, грез и маний, то художник, благодаря своей высокоразвитой способности к сублимации, переключает энергию низших влечений на творчество, тем самым избегая невроза.

Хотя сам автор психоанализа называл себя дилетантом в искусстве, исследованию этой темы он посвятил книгу – «Художник и фантазирование». И художественное произведение для Фрейда – это, прежде всего, проявление бессознательного.

«Мы должны почувствовать те аффекты художника, особое состояние его психики, то, что стимулировало его к творческому акту», – пишет Фрейд. – «Может быть, великие творения искусства и не нуждаются в специальном анализе? И все же произведение должно допускать такой анализ, коль скоро оно является воздействующим на нас выражением намерений и душевных движений художника».

Чтобы понять замысел живописца, нужно истолковать изображение. И не стоит бояться, что это ослабит впечатления, получаемые от созерцания полотна. Так считал Фрейд. Так предлагается рассуждать и гостям экспозиции.

Пусть каждый все увиденное и услышанное додумывает сам. Для себя. Примеряя на себя. Оценивая себя.

Несмотря на банальность темы, на выставке нет места ничему привычному. В клипах-короткометражках участвуют модели, весьма далекие от канонов моды наших дней. Да и тексты в этих роликах – под стать видеоряду: отрывки из произведений Игоря Яркевича – писателя настолько неоднозначного, что все оценочные суждения критиков о нем окрашены либо в радикально черный, либо белый цвета. И нет ни одного оттенка серого.

Все только самое экстравагантное, работающее на одну задачу: эпатировать, шокировать, изумлять. И всяк сюда вошедшего, уже подготовленного, обнажившего для себя самого душу, ждет еще одно испытание: все таки попробовать перепрыгнуть через мораль вообще, не увязнув в ней, и не испачкаться моралью Яркевича, а может быть, проникнуться моралью какого-то совсем иного рода, которую и разглядеть-то смог лишь он один – один из тысячи… Вот чего точно не следует делать на экспозиции «Страсти по Фрейду», работать которая будет всю весну, до 1 июня – так это со всей серьезностью относиться к ней. Вне зависимости от того, остались ли еще у естества посетителя секреты, способные удивить себя же самого, будем помнить, что все хорошо в свое время и в меру… Ведь чрезмерное употребление чего угодно ведет к вреду здоровью.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий