Культура

00:00, 07 октября 2017

Там, где не ступала нога зрителя

Лилия РОМАНОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

За кулисами Тульского государственного театра кукол не просто создаются новые спектакли, но появляются персонажи, порожденные фантазией режиссера и художника.

Кукол в ТГТК никто не считает неодушевленными вещами – ни актеры, ни работники цехов: это «младшие партнеры», «братья меньшие», но никак не реквизит, их и в программке прописывают с большой буквы – имена собственные, как у людей.
Марионетки, штоковые, тростевые, тантамарески, перчаточные – на сцене ТГТК существуют разные виды кукол. А поскольку в ноябре Тульский кукольный готовится отпраздновать 80-летие, работа за кулисами кипит.
Приглашенный режиссер из Владимира собирается ставить новый спектакль – «Серебряное копытце» по сказу Бажова, и художник Надежда Ванина готовит эскизы, где бело-голубой мир уральской зимы, сияют самоцветы – горные и снежные.
А в ноябре состоится премьера: дуэт Станислав Мозговой – Нелли Полякова работает над спектаклем «Путешествие Нильса с дикими гусями» по известному произведению Сельмы Лагерлёф. Он будет «многонаселенным» – чего стоит одна крысиная армия, которую победит волшебная дудочка: 40 серых фигурок. А еще – люди, животные, птицы!
В цехах кипит работа: лепятся из папье-маше, вырезаются из дерева основы кукол – сложнейшие механизмы, благодаря которым будут «работать» глаза, крылья, хвосты и прочие части тела персонажей. На одном эскизе надпись: «Аистиха – трости, гапит», что означает – кукла будет тростевой, со сложным механизмом (гапитом) внутри.
– Ноги у этой красавицы будут болтаться, а двигаться – крылья, клюв. А вот Филин – мудрая птица, у него будут брови подниматься и опускаться, – поясняет мастер Александр Матюхин. – Вот Белка, Куры, Крысы – эти пока обтянуты поролоном по основе, потом в пошивочном цехе их «оденут» в шкурки…
Его коллега, Михаил Леман, создает приспособление с рычажками, чтобы соединять крыс по четыре – как положено солдатам в шеренге. Благодаря этому приспособлению армия грызунов сможет идти по прямой, поворачивать, подниматься по лестнице.
Потом бутафор Екатерина Сорокина прорисует мордочки, она же расписывает декорации – сейчас к «Нильсу...» готовят мебель разного размера – и для людей, и для кукол.
В бутафорском цехе ткани на стеллажах, персонажи на нитках, ждущие своей очереди, – Надежда Никольская и Зинаида Ионова наряжают и больших актеров, и маленьких.
В соседнем помещении Анастасия Аверкова, Алина Рыбакова, Эльвира Хрулева, Ирина Харламова также создают наряды для героев. Персонажи здесь пребывают еще безликими, частично одетыми, но некоторые крысы уже натянули шкурки, тут же дожидаются своей очереди норвежцы в полосатых чулочках. Мастерицы рассказали, что не все куклы покладисты: случается, начинают «капризничать».
– Уж нам ли не знать, как они показывают характер: быстро рождаются или приходится неоднократно переделывать, – поделилась Алина Рыбакова. – Это зависит от сложности куклы, спектакля – не предугадаешь. У каждой куклы свой нрав, мне кажется, это уже заранее в них заложено, ведь это живые персонажи, а не игрушки, что продаются в магазине…
Кстати, о привередничающих куклах говорят и художники-постановщики, и актеры.  
– Бывает, что отрицательный персонаж во время создания ведет себя идеально, а какая-нибудь нежная принцесса – хуже некуда, – рассказала Надежда Ванина. – А у кого-то из наших бутафоров лучше получаются женщины, у других – мужчины…
Мистика? Возможно… Или – волшебство, ведь творчество – всегда чудо. А каждая кукла создается с любовью, она проходит через столько добрых, трепетных рук, и каждый создатель в нее вкладывает частичку своей души…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

Между строк

06 октября, 12:18

Спасибо, музыка!..

04 октября, 11:48