Культура

00:00, 23 сентября 2017

Урок ожившей истории

На Первом ратном поле России «оживили» летопись Мамаева побоища, воссоздав поединок Пересвета с Челубеем. Этот день вписал новую дату в календарь современной истории – 637-ю годовщину Куликовской битвы.


Юлия МОСЬКИНА
Елена КУЗНЕЦОВА

Не просто музей
Годовщину судьбоносного сражения, произошедшего 8 сентября 1380 года, на Куликовом поле ежегодно отмечают в третью неделю сентября. Число людей, съезжающихся на торжества, в том числе из соседних регионов, исчисляется тысячами. Многие говорят: для них это – особое место, место силы, откуда началась наша государственность, где объединилась Русь и стала на многие века и до наших дней единой.
В программе праздника переплетаются история и современность. Звучат аутентичные средневековые мелодии в исполнении тамбовской группы «Сколот» и московского «Teufelstanz». Работают интерактивные площадки – с каждым годом их все больше, здесь проходят мастер-классы по плетению кольчуги, вырезанию костяных амулетов, средневековой кухне.
С раннего утра начинают готовиться к сражению финалисты турнира по историческому фехтованию, гончар устанавливает круг, мастера раскладывают свой товар на ярмарочной площади. Чего здесь только нет: выполненная в старинной стилистике посуда и одежда, доспехи, ножи, варенье из еловых шишек и даже медвежья шкура.
Торжественный митинг и лития по воинам XIV века традиционно прошли у памятника-колонны Дмитрию Донскому.
Председатель правительства Тульской области Юрий Андрианов, обращаясь к собравшимся, отметил, что более шести столетий назад с победы Дмитрия Донского над войском Мамая началось освобождение Руси от монголо-татарского ига.
– Сегодня мы отдаем дань памяти героизму и самоотверженности русского войска. Мы гордимся подвигом предков, в котором раскрылись огромная духовная сила и высочайший патриотизм нашего народа. Эта победа – часть великой истории Отечества, которую мы будем помнить и беречь, – сказал он.
Заместитель губернатора Вячеслав Федорищев напомнил, что в прошлом году Алексей Дюмин представил Программу развития региона, где сохранение исторического наследия определено одним из приоритетных направлений.
– Куликово поле – это не только музей и памятник, но еще и место, где жители и гости погружаются в события тех давних лет, – подчеркнул он.
Затем участники шествия возложили к памятнику гирлянды. Память воинов, павших за Отечество, почтили минутой молчания. На дружинный поклон к монументу стянулись участники военно-исторического фестиваля. Ведущий объявил об их появлении, и по толпе зрителей прокатилось волнение. Многим было интересно взглянуть на ожившую историю.
– Где же? – перешептывался народ.
Они появились вдали: блеснет шлем среди зелени поля и снова скроется за какое-нибудь дерево. Зрители вставали на носочки и вытягивали шеи.

Татарин русичу – сосед
Если праздничная программа для гостей Куликова поля длится всего один день, то участники одноименного военно-исторического фестиваля приезжают сюда заранее и живут не просто в походных – в по-средневековому суровых условиях. Их белые полотняные палатки и юрты грибами вырастают в низине, в живописном местечке под названием Татинские Броды. Оттуда до Мохового, где проходят основные события, – рукой подать. Заместитель директора музея-заповедника «Куликово поле» по научной работе Андрей Наумов рассказывает: в лагере живут участники 47 клубов из разных уголков России. Так что войско – объединенное, можно сказать, такое же, как то, что собрал под своим знаменем в XIV веке Дмитрий Донской. Что тогда, что сейчас – всех здесь связывает любовь к своей истории, к стране.
В лагере условия особые: чтобы окунуться в историю с головой, реконструкторы сами себе ставят жесткие рамки и отказываются от всего современного, будь то сотовый телефон, фонарик или газировка в пластиковой бутылке. Участница тульского клуба исторической реконструкции «Золотой дракон» Наталья признается: это как раз то, чего так не хватает современному человеку, – размеренности и покоя, освобождения от рабства нервозно вибрирующего в кармане мобильника.
«Татары» обитают бок о бок с «русичами», и соседство это вполне мирное: каждый занят своим делом. Конюх обихаживает лошадей, кузнец раздувает мехи своей маленькой кузни, женщины стряпают на костре. Мирный быт прерывается изнурительными репетициями эпизода Куликовского сражения – именно он на протяжении двадцати с лишним лет является «ядром» торжеств на Первом ратном поле России, именно ради него сюда приезжает столько людей.

Скорбь и гордость
Сценарий к реконструкции, по большому счету, – «Повесть временных лет». Тем не менее всякий раз битву удавалось режиссировать по-новому. Действо обрастало новыми деталями. То добавят засадный полк, то шамана, то юрту, в которой монгольский хан выезжает на поле. Пока наконец то, что разворачивается в праздничный день на ристалище, не стало максимально подробным и правдоподобным.
Конечно, сражение проходит в уменьшенном масштабе, но ключевые этапы, когда и какой отряд выступил, – все это реконструкторы повторяют точно. Битва начинается стычками передовых отрядов. Но вскоре один на один выходят знаменитые Пересвет и Челубей. Оба воина упадут замертво, но Пересвета конь довезет до лагеря, а значит, победа останется за ним.
И вот наступление основных сил. Со свистом рассекают воздух стрелы, мечи вышибают из тяжелой брони искры. Как и шесть веков назад, над Куликовым полем вздымаются клубы пыли и бьются друг с другом непримиримые враги.
Реконструкцию смотрят тысячи зрителей, расположившихся на трибуне и возле нее. Желание увидеть все в деталях так велико, что даже растущие поблизости березы облепила детвора.
Сами реконструкторы говорят: участие в этой, такой близкой к реальности, схватке дает для понимания своего исторического прошлого гораздо больше, чем прочтение сотни пыльных фолиантов.
– Почувствовать, что такое топот копыт боевых коней, лязг оружия, грохот мечей и топоров по щитам, очень важно, чтобы хотя бы немного приблизиться к пониманию того, что здесь было много лет назад, – убежден участник военно-исторического клуба Владимир Терехов.
Урок, преподнесенный ожившей историей, – один из самых сильных. Иначе чем объяснить скорбь и гордость на лицах взрослых людей, видевших эту «постановку». Или интуитивное детское желание обменять все самые современные игрушки на простой деревянный меч.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий