Культура

10:08, 31 мая 2019

В честь «рыцаря красоты»

Именно так называли художника Василия Поленова современники. А еще – «человеком, европейски образованным, много видевшим, много путешествовавшим…»

Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА


Его потомок Федор Поленов, который возглавлял Государственный музей-заповедник во второй половине ХХ столетия, писал: «Это определение превосходно выражает суть и цель его стремлений, всей его деятельности, оставившей заметный след в истории отечественного искусства на рубеже XIX–ХХ веков…»
К 175-летию великого художника научными сотрудниками музея-заповедника «Поленово» была подготовлена особая экспозиция, в которую постарались включить все направления деятельности этой удивительной личности, отметила заведующая выставочным отделом Надежда Баева.
В знаменитом фахверковом сарае на стенах разместилось около 50 живописных произведений из фондов музея, в витринах – мемориальные предметы, документы, ноты.
Есть качества, присущие только Поленову, и именно они делают его творчество неповторимым, выделяют из числа ярких и самобытных художников. Живописец, просветитель, педагог, театральный художник – вот лишь некоторые направления его жизни.
Василий Поленов родился 1 июня 1844 года в Петербурге, вырос в художественной атмосфере: отец был серьезным знатоком и любителем искусства, мать – портретистка брюлловской школы. И невероятный живописный талант был дарован ему с юных лет.
Начинается выставка с ранних произведений художника – портретов крестьян, его современников, которые создавались в период его обучения в Академии художеств.
Здесь же – пленэрная живопись: совершенная, показывающая тонкое переживание природы. Это – его взгляд на мир, уверенность, что «искусство должно давать счастье, иначе оно ничего не стоит».
Василий Поленов продолжительное время работал над большим циклом картин из жизни Христа, стремясь «создать Его не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего Свой путь среди народа». Было написано более 70 картин на евангельские сюжеты. Для достоверности Василий Дмитриевич дважды совершал путешествия по странам Востока.
Из Сирии, Египта и Палестины было привезено огромное количество материала: наброски, путевые заметки, костюмы. Часть их помещена в этой небольшой экспозиции, в том числе – «За кого меня почитают люди».
80-е годы XIX века стали годами расцвета художественной педагогической деятельности Поленова: 12 лет он преподавал в Московском училище живописи ваяние и зодчество, где воспитал целое поколение первоклассных русских живописцев, в том числе – Левитана, Коровина, Остроухова, Архипова, Иванова. Этот пласт жизни Василия Дмитриевича также отражает выставка.
Современники называли пейзажи Поленова «мелодиями в цвете». Музыка занимала огромное место в жизни мастера: он был единственным русским художником, постоянно ее сочинявшим. Так, им была написана опера «Призраки Эллады», церковные «Литургия» и «Всенощная», романсы «Белеет парус одинокий», «По небу полуночи ангел летел», «Ночевала тучка золотая» на стихи Лермонтова, множество других произведений.
Свою мечту о слиянии живописи и музыки Поленов воплотил именно в театре: этой теме посвящен завершающий раздел выставки, рассказывающий о созданных им декорациях для профессиональных и самодеятельных театров, в частности – Большого и домашней сцены художественного кружка Саввы Мамонтова.
В 1915 году Василий Поленов приобрел в столице участок земли и с помощью друзей построил «театральную лабораторию на всю Россию», как он определял. В этом Доме театрального просвещения на Медынке располагались декорационные и костюмерные, а также склады бутафории, театральная библиотека и зал для показа спектаклей. Поленов сам написал около 30 типовых декораций, а копии с них, сделанные молодыми художниками, давались напрокат театральным кружкам.
И, конечно, посетители смогут увидеть окские пейзажи, созданные в Поленове, в знаменитом «доме над Окой», построенном по собственному проекту художника. Предназначался он не только для проживания многочисленной семьи Поленовых и приезжавших сюда друзей и учеников: Василий Дмитриевич изначально задумал создать здесь музей и картинную галерею, которые должны были стать культурным центром всей округи, своеобразной народной академией искусств.
Его жена Наталья Васильевна с помощью мужа построила две школы – в Бехове и Страхове. А сам он мечтал о создании народного театра, считая его «могучим средством просвещения».
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий