Культура

12:34, 24 января 2018

В доме на Верхне-Дворянской

 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

«Так уж повелось, что на Святки «наш день» был 4 января – день моего рождения. Не потому, что меня как-нибудь выделяли из братьев и сестер, а потому, что мое рождение приходилось на праздники. Но все-таки я являлся как бы некоторым центром…»

Так пишет в своих «Воспоминаниях» тульский писатель Викентий Вересаев (Смидович). Его дом-музей на улице Гоголевской был открыт в 1992 году – к 125-летию литератора.
И, в продолжение традиций, сотрудники устраивают здесь рождественские балы для детей дошкольного возраста: ведь мать писателя Елизавета Смидович когда-то открыла в Туле первый детский сад. Программа балов оговаривается заранее, юных дам и кавалеров учат танцевать старинные танцы, им шьют наряды. И под елкой с игрушками полувековой давности девочки в длинных платьях и мальчики с непременными «бабочками» отплясывают польку!..
– Поскольку день рождения – своеобразный новый этап, мы решили обновить экспозицию, – рассказала заведующая домом-музеем Вересаева Виктория Ткач. – И словно в подарок к 150-летию нашего земляка здесь открылась выставка «Возвращение в тульский дом. Коллекция предметов с дачи Викентия Вересаева на Николиной Горе». В нее входят редкие вещицы: фотография отца писателя – тульского врача Викентия Смидовича, старинная шкатулка, шахматы, которые мы водрузили на отдельный столик – словно партия продолжается…
На Николиной Горе, в одном из самых известных дачных мест Подмосковья, Вересаев жил и работал вплоть до 1945 года. Удивительное совпадение: в 1992 году на Николиной Горе – как и в Туле – был создан мемориальный музей писателя (правда, негосударственный), который туристы могли посещать в весенне-летний период, и там также проводились Вересаевские чтения.
Но в 2003 году дача-музей на Николиной Горе была продана. Новые хозяева некоторое время даже принимали там посетителей, но затем отказались от этой идеи и передали больше 100 предметов, принадлежавших когда-то писателю, в его тульский музей: книги из личной библиотеки, рукописи, фото, личные вещи.
«У папы на Верхне-Дворянской улице был свой дом, в нем я и родился. Вначале это был небольшой дом в четыре комнаты, с огромным садом. Но, по мере того как росла семья, сзади к дому делались все новые и новые пристройки, под конец в доме было уже тринадцать – четырнадцать комнат.
Тихая Верхне-Дворянская улица (теперь Гоголевская), одноэтажные особнячки, и вокруг них сады. Улица почти на краю города, через два квартала уже поле. Туда гоняют пастись обывательских коров, по вечерам они возвращаются в облаке пыли, распространяя вокруг себя запах молока, останавливаются каждая у своих ворот и мычат протяжно. Внизу – в котловине – город. Вечером он весь в лиловой мгле, и только сверкают под заходящим солнцем кресты колоколен. Там дома друг на друге, пыль, вонь сточных канав, болотные испарения и вечная малярия. У нас наверху – почти полевой воздух, море садов, и весною в них – сирень, гулкие раскаты соловьиных трелей и щелканий...» – так описал дом своего детства Викентий Вересаев.
Сегодня это – единственная в регионе городская усадьба и первый литературно- мемориальный музей Тулы, который теперь располагается в самом центре города, вокруг – многоэтажки. Но стоит закрыть за собой калитку, словно переносишься на сто лет назад, кажется, даже шум транспорта не так слышен.
Здание было практически отстроено заново, но атмосфера, царящая в семье Смидовичей, как описывает ее литератор, воспроизведена полностью и с большой любовью.
Экспозиционная площадь – 230 квадратных метров, и жизнь, и творчество писателя показаны поэтапно: мемориальная комната Вити Смидовича, в которой прошли его детство и отрочество, вещи и документы, рассказывающие об учебе в Петербурге и Дерпте, устроен даже московский кабинет писателя. Творчество Вересаева (такой литературный псевдоним он избрал) показано в дореволюционное время, в советский период, важную часть его литературной деятельности занимают пушкиниана, переводы, что также отражено в экспозиции.
Основу фонда составили личные вещи, переданные в музей родственниками, кстати, по их воспоминаниям и был восстановлен интерьер кабинета. Здесь разместились книги из библиотеки Викентия Викентьевича, причем многие с автографами известных писателей, литературоведов, искусствоведов и переводчиков: Антона Чехова, Максима Горького, Леонида Андреева и других. Есть акварельные рисунки художников Василия Поленова и Максимилиана Волошина, с которыми писатель был знаком и общался. Рядом – первое опубликованное стихотворение писателя, его рукописи, черновики, всемирно известные произведения на иностранных языках с дарственными надписями переводчиков.
А среди вещей, вернувшихся в Тулу с Николиной Горы, – фотографии в старинных рамках, рукописи, жаровой самовар тульской паровой фабрики Рейнгольда Тейле и другие предметы. Кроме того, представлены награды В. В. Вересаева за участие в Русско-японской вой­не: орден Святого Станислава, орден Святой Анны, медали «В память Русско-японской войны» и «За усердие», которые находились всегда в закрытом фонде и еще ни разу не участвовали в выставках.
Сотрудники на протяжении четверти века бережно поддерживают этот уют, недаром дом-музей на Гоголевской был и остается своеобразным центром притяжения для посетителей разного возраста.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему