Культура

09:00, 28 ноября 2014

В память о погибших летчиках

  Сергей МИТРОФАНОВ
Все фото на сайте tnews.tula.net
 
Наши земляки и гости оружейной столицы, проезжающие по автотрассе Тула – Москва, неизменно обращают внимание на строящийся в районе Красных ворот объект, расположенный в нескольких десятках метров от магистрали. «Что это? Очередную многоэтажку возводят?» – интересуются люди. На самом же деле там работают над мемориальным комплексом «Защитники неба Отечества».

От фанеры пришлось отказаться
Недавно на место строительства приезжал из Москвы Владимир Преображенский – председатель правления региональной общественной организации «Центр военно-патриотического воспитания «Патриот». Почему столичный гость взялся за памятник именно летчикам? Потому, что прежде его не было? Или же у Владимира Николаевича какая-то своя особая любовь к Военно-воздушным силам?
– Цель создания этого комплекса – увековечить подвиг военно­служащих 171-го истребительного авиационного полка, сражавшихся как на подступах к Туле, так и далеко за ее пределами, – говорит Преображенский. – Мы придумали композицию с самолетами, которой больше нигде в мире нет: советский истребитель Ла-5 ФН поражает германский разведывательный самолет «Фокке-Вульф»-189 и взмывает в небо. А подбитый немец устремляется к земле.
По словам нашего собеседника, подобная композиция была спроектирована не случайно: как-то
советские летчики в течение двух боевых вылетов «срубили» пару вражеских «рам». Этот случай впоследствии рассматривался на заседании Военного совета как уникальный и приводился начинающим пилотам в качестве обучающего примера.
– Что любопытно, мы установим полноразмерные копии авиа­машин, – продолжает Владимир Николаевич. – Только представьте: у «рамы» длина 12 метров, а размах крыла – свыше 18. А Ла-5 ФН в длину почти 9 метров, а размах крыла у него около 10 метров. Самолеты привезем в Тулу уже в готовом виде, разве что крылья будут отстыкованы. Изготавливает их по подлинным чертежам предприятие, которое занимается восстановлением исторических авиамашин. Правда, есть одно маленькое «но»: при строительстве фронтовых летательных аппаратов на заводах применялись фанера и ткань. Но поскольку это недолговечные материалы, то мы решили от них отказаться и использовать более прочные «заменители».

Воздушный таран
О многом, что в период Великой Отечественной происходило в небе над Тульской областью, мы узнаем только в наши дни. Ка­-
кие-то материалы рассекретили лишь сейчас, а к каким-то просто не прикасалась рука дотошных историков. Исследователь Александр Лепехин перелопачивал старые бумаги в Центральном архиве Министерства обороны России в подмосковном Подольске. Результатом этой кропотливой работы стала недавно изданная книга «Великая Отечественная война на территории Тульской области. Сборник документов. Часть первая».
– Примеров борьбы советских летчиков с представителями люфтваффе удалось найти довольно много, – рассказывает Александр Никитович. – Так, 10 сентября 1941 года в 16 часов 31 минуту вражеский самолет Ю-88 был атакован западнее Тулы двумя нашими истребителями. Не добившись успеха, один из пилотов ВВС протаранил немца. «Юнкерс» загорелся и совершил посадку в деревне Драгунка – это в 13 километрах севернее Плавска. Экипаж из четырех человек был взят в плен. Краснозвездный истребитель сгорел, а летчик спасся, выпрыгнув с парашютом.
Но иногда удача была и на стороне вражеских авиаторов. 5 октября в 12 часов 35 минут советские зенитчики открыли огонь по семи «Хейнкелям», появившимся над Тулой. Самолеты сбросили 23 фугасные авиабомбы. На город падали и «малышки» весом 25 килограммов, и здоровенные «дуры» массой 250 кило! Две бомбы упали на клуб имени Ленина, при этом были разрушены часть помещений и столовая. Ранения получили два лейтенанта и шесть красноармейцев. Остальные боеприпасы взорвались на улицах Демонстрации, Революции, Первомайской и Халтурина. Во время налета немцы разрушили 16 жилых домов, пожарную часть, военный склад, повредили водопровод, телефонную связь. Погибли 22 человека… По самолетам зенитчики вели отчаянную стрельбу, выпустив больше тысячи снарядов, – но все они, к сожалению, в тот день лишь прошивали небо, но не авиамашины с крестами.

Экспонаты нужны, но только долговечные
Конечно, историю 171-го авиаполка еще изучать и изучать. А интерес к ней должен подхлестнуть в том числе и новый памятник. По словам Владимира Николаевича, на территории комплекса в перспективе появится музей авиации.
– Уже начинаем завозить первые экспонаты. В частности, нам доставили двигатели советского бомбардировщика, упавшего во время Великой Отечественной войны, – рассказывает Преображенский. – Из реликвий будет представлено все, что связано с мировой авиацией. Конечно, выставку из исключительно тульских предметов не скомпонуешь – их просто мало. А поскольку предметы будут размещены внутри неотапливаемого помещения, то нужны вещи, которые не подвергнутся сильной порче.
Открытие мемориала «Защитники неба Отечества» ожидается в следующем году, в промежутке со 2 по 9 мая. На церемонию ждут не только российских ветеранов, но и гостей издалека – представителей стран антигитлеровской к­оалиции!
­­– Все строится в России из оте­чественных материалов. В этом году больше никаких этапов строительства не будет. Теперь возоб­новим работы с февраля. Это связано со сложностью изготовления металлических конструкций, – подытожил Владимир Преображенский.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему