Культура

20:14, 06 ноября 2013

В стиле ретро

Все смешалось в доме Карауловых: родители в истерике пьют успокоительное, их знакомые в ужасе перешептываются, а красавица дочь, виновница скандала, со страстью в голосе и со слезами на глазах восклицает: «Что мне делать? Сказать матери… Она не переживет этого. Уйти? Но куда? А что будет с ребенком? Какая жизнь его ожидает?..»

Такова интрига в пьесе советского драматурга Василия Шкваркина «Чужой ребенок», поставленной в Тульском академическом театре драмы столичным режиссером Александром Каневским. Эта простодушная комедия, невероятно популярная в тридцатые годы прошлого века, стала поводом вспомнить прошлое и, может быть, позавидовать счастливому оптимизму наших бабушек и дедушек.
Сценическое оформление, выполненное художником Александром Дубровиным, напоминает кадры старого фильма «Тимур и его команда»: подмосковные дачи с открытыми верандами, монументальная гипсовая девушка с веслом, волейбольная сетка, через которую физкультурники в сатиновых шароварах с энтузиазмом перекидывают мяч. Кто-то отдыхает, кто-то проектирует новую дорогу, а кто-то предается мечтаниям, потому что безумно влюблен. В Маню (Ольга Баурина). По ней страдает не один, а целых трое воздыхателей: совсем потерял голову студент Костя (Дмитрий Чепушканов), под окном «предмета» поет серенады зубной техник Сенечка (Сергей Сергеев), но больше всех надеется на взаимность импозантный и «интересный», как тогда говорили, инженер Прибылев (Игорь Лучихин).
Именно его готовы назвать зятем родители Мани, Ольга Павловна (Ольга Красикова) и Сергей Петрович (Андрей Сидоренко): надежный, твердо стоящий на ногах, такому не страшно доверить судьбу дочери. Этим больше озабочена мама, в которой угадывается происхождение – из «прежних», а значит, пережила много потерь, и самое глобальное – крушение старого мира, а в этом ей неуютно, страшно. А вот папа-музыкант шире смотрит на жизнь и готов, подобно «новым», отказаться от обывательских идеалов. Правда, когда его дочка, репетируя роль в самодеятельном театре, выдает монолог на тему «я жду ребенка», а соседка-сплетница Зинка (ее в разных составах играют Марина Борисова и Наталья Забарова), подслушав, приняла все за чистую монету и растрезвонила по округе как пикантную сплетню, нервы сдают и у благодушного родителя. И что тут началось! Обезумевший от горя студент мечется из угла в угол, Сенечка бежит «бросаться в омут с головой», инженер обескуражен, мама в шоке, а папа с мигренью и с виолончелью наперевес готов пристукнуть негодяя. Только вот кто он – виновник «торжества»?..
В начале 80-х режиссер Николай Александрович снял по мотивам пьесы Шкваркина фильм «Бедная Маша», в котором были заняты популярные актеры и звучали песни Александра Журбина на стихи Юрия Энтина, вскоре ставшие шлягерами. И во время действия спектакля в ТАТД поначалу невольно сравниваешь – ведь роль Сени на экране исполнял Стас Садальский, а родителей – Клара Лучко и Николай Трофимов, – но вскоре забываешь о телеверсии, увлекшись происходящим на сцене.
Театр словно пытается пробудить у зрителей легкую грусть по прежним временам. Здесь с таким вкусом обыгрывается стиль ретро – вместо современных ритмов звучат «Марш энтузиастов», мотивы из «Веселых ребят», по аллеям, словно зависая в воздухе, плавно пробегают бодрые физкультурники, тут же выстраивающиеся в живые пирамиды. А когда под песню «В парке Чаир» разыгрывается сценка, вроде выпадающая из действия, со страстным танго в импровизированном ресторане, вспоминается эпизод из моноспектакля «Ретро» Андрея Александровича Миронова: «О, как вы танцевали, папы с мамами, я помню до сих пор румянец ваших щек! Ты пой, отец, про финики с бананами, быть может, вспомнишь что-нибудь еще…» И у публики рождается легкая грусть в душе: ведь время действия – 1933-й, впереди – репрессии, война, период разрухи. Что ждет героев пьесы, кто из них уцелеет в лагерях, кто не вернется с фронта?..
Но автор произведения и создатели спектакля спешат развеселить притихших зрителей, устраивая в конце целых две свадьбы, что всегда радует и настраивает на лирический лад, и актеры уходят со сцены под бурные и продолжительные аплодисменты.
Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий