Ежедневная областная общественно-политическая газета

Войти на сайт

Сегодня 04 Декабря 2020

Войлочный мир

Войлочный мир
15 Май 2015 09:00 / Культура
 Юлия ГРЕЧЕНКОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

В «Ликерке Лофт» в Туле открыта выставка воспоминаний, воплощенных в войлоке. Автор экспозиции «Узелки на память» – московская художница Ирина Андреева, которая работает в уникальной технике, создавая объемные скульптуры по методике мокрого валяния из дикой шерсти.


Экспозиция – не подборка разрозненных работ, как это часто бывает, а целостное пространство, все войлочные композиции – неотъемлемые составные части общей картины. Из грубой серой шерсти Андреева воссоздала воспоминания о бабушкином доме в сибирской деревне, где она провела свое детство.
В каждом предмете – какая-то своя пластическая находка, и ценители, конечно, могут мысленно ставить за это «плюсики» и рассыпаться в восторгах. Автору удалось из одного-единственного материала создать целый мир с сытой пузатой козой, новорожденными котятами, цветущей крапивой у плетня и старым велосипедом. В последнем, конечно, имеется каркас, потому что все-таки мало одного лишь желания, чтобы из мягкой шерсти построить такую серьезную конструкцию. Кто-то из посетителей пошутил, что, вероятно, внутри спрятан настоящий «железный конь». Но ему тут же резонно возразили, что если внутри что-то и имеется, то это идея велосипеда.
Шерсть стала для Андреевой свое­образной первоосновой, из которой соткалась не уменьшенная копия дома, не его прообраз, а воспоминание о нем. И каждый предмет – отнюдь не попытка в декоративном материале имитировать реальную вещь, но зарисовка конкретного воспоминания, картинки из детства, сохранившиеся в памяти художницы.
Тут и там стены с окнами – все распахнуты настежь и выходят на улицу. В одном углу растет лопух, а в другом – стоит кровать с ворохом подушек, одна другой меньше, а по центру тянутся веревки, на которых сушится белье. И если бродить среди всего этого, появляется чувство, будто забрался в чужую голову, в подсознание, где нагромождено в беспорядке все что угодно – все, что видел когда-то человек. Ведь даже самая длинная жизнь – это горстка картинок, которые за секунду можно перебрать внутренним взором. А если ты художник, можно вот так дать им форму и объем.
И все это, конечно, «милота», как принято сейчас говорить и как выразился организатор выставки Александр Аладин. Но с другой стороны – серьезное искусство и всамделишный патриотизм. Настоящий и мирный, без нарочитой военной атрибутики, хотя на войлочной фотографии – мужчина в армейской гимнастерке. Но это только потому, что в том самом доме, где прошло детство Андреевой, висела такая фотокарточка, а мужчина на ней – дед художницы.
Одну из стен выставочного зала отдали целиком под снимки, на которых запечатлен процесс создания этого войлочного мира. Фотографии сделал муж Андреевой, и на них – мокрые, будто только что рожденные фигурки из шерсти. Так и валяют из войлока: смачивают и вручную «утрамбовывают» материал, уплотняют его. От этого на руках потом – кровавые ссадины, что очень хорошо по снимкам видно.
Скептического и шикарного вида дамы, которые забрели сюда, видимо по случайности, потом, шмыгая носами, долго писали в книгу отзывов.

Читайте также

Четыре циферблата Крапивны
25 Ноя 2020 08:14 / Культура
Те, кто бывают в Крапивне, не без удивления и радости отмечают: а старинное село-то преображается буквально на глазах! Куда ни глянь – строительные леса, штабеля всевозможных стройматериалов, снующие туда-сюда рабочие… Что нового откроется в бывшем уездном городе в ближайшей перспективе, а что уже принимает гостей? Читать »
Фото, кино и мир глазами Засецкого
09 Ноя 2020 09:21 / Культура
«Тут у нас представлены и хорошо всем знакомые фотоаппараты, которыми мы пользовались в юности: «ФЭД», «Зенит», «Смена», «Зоркий», «Любитель». А есть и редкие экземпляры фототехники, каких, возможно, вы и не сыщете в других музеях области, – поделилась с нашей репортерской группой Наталья Кипарина, экскурсовод Кимовского историко-краеведческого музея им. В.А. Юдина. – Например, вот этот, «Контесса-Неттел», был произведен во Франции в 1926 году. А этот, «Робра», изготовлен ровно столетие назад в Германии. Рядышком его земляк, но чуть помоложе – «Балда-Дрезден», выпущенный в 1927-м. Кстати, предлагаем поразмыслить, как правильно произносится: «БалдА» или все-таки поделикатнее «БАлда»? Музей носит имя его основателя: Владимира Юдина, историка, поэта, художника и – замечательного фотографа, умевшего делать обычными фотоаппаратами совершенно уникальные снимки, в том числе панорамные. Первые фотоаппараты люди несли Владимиру Алексеевичу в его коллекцию, и вот теперь она широко представлена в экспозиции». Читать »
Горячий прием для «прохладного джаза»
14 Окт 2020 14:36 / Культура

В Концертном зале Тульской филармонии в рамках юбилейного, Х Международного музыкального фестиваля духового искусства «BRASS DAYS» при поддержке компании Cargill состоялся концерт, посвященный столетию со дня рождения знаменитого американского композитора, аранжировщика и пианиста Дэйва Брубека.

Читать »

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 



da300x250_v5.png








Предпочтительный формат


Наш Twitter