Культура

09:00, 15 мая 2015

Войлочный мир

 Юлия ГРЕЧЕНКОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

В «Ликерке Лофт» в Туле открыта выставка воспоминаний, воплощенных в войлоке. Автор экспозиции «Узелки на память» – московская художница Ирина Андреева, которая работает в уникальной технике, создавая объемные скульптуры по методике мокрого валяния из дикой шерсти.


Экспозиция – не подборка разрозненных работ, как это часто бывает, а целостное пространство, все войлочные композиции – неотъемлемые составные части общей картины. Из грубой серой шерсти Андреева воссоздала воспоминания о бабушкином доме в сибирской деревне, где она провела свое детство.
В каждом предмете – какая-то своя пластическая находка, и ценители, конечно, могут мысленно ставить за это «плюсики» и рассыпаться в восторгах. Автору удалось из одного-единственного материала создать целый мир с сытой пузатой козой, новорожденными котятами, цветущей крапивой у плетня и старым велосипедом. В последнем, конечно, имеется каркас, потому что все-таки мало одного лишь желания, чтобы из мягкой шерсти построить такую серьезную конструкцию. Кто-то из посетителей пошутил, что, вероятно, внутри спрятан настоящий «железный конь». Но ему тут же резонно возразили, что если внутри что-то и имеется, то это идея велосипеда.
Шерсть стала для Андреевой свое­образной первоосновой, из которой соткалась не уменьшенная копия дома, не его прообраз, а воспоминание о нем. И каждый предмет – отнюдь не попытка в декоративном материале имитировать реальную вещь, но зарисовка конкретного воспоминания, картинки из детства, сохранившиеся в памяти художницы.
Тут и там стены с окнами – все распахнуты настежь и выходят на улицу. В одном углу растет лопух, а в другом – стоит кровать с ворохом подушек, одна другой меньше, а по центру тянутся веревки, на которых сушится белье. И если бродить среди всего этого, появляется чувство, будто забрался в чужую голову, в подсознание, где нагромождено в беспорядке все что угодно – все, что видел когда-то человек. Ведь даже самая длинная жизнь – это горстка картинок, которые за секунду можно перебрать внутренним взором. А если ты художник, можно вот так дать им форму и объем.
И все это, конечно, «милота», как принято сейчас говорить и как выразился организатор выставки Александр Аладин. Но с другой стороны – серьезное искусство и всамделишный патриотизм. Настоящий и мирный, без нарочитой военной атрибутики, хотя на войлочной фотографии – мужчина в армейской гимнастерке. Но это только потому, что в том самом доме, где прошло детство Андреевой, висела такая фотокарточка, а мужчина на ней – дед художницы.
Одну из стен выставочного зала отдали целиком под снимки, на которых запечатлен процесс создания этого войлочного мира. Фотографии сделал муж Андреевой, и на них – мокрые, будто только что рожденные фигурки из шерсти. Так и валяют из войлока: смачивают и вручную «утрамбовывают» материал, уплотняют его. От этого на руках потом – кровавые ссадины, что очень хорошо по снимкам видно.
Скептического и шикарного вида дамы, которые забрели сюда, видимо по случайности, потом, шмыгая носами, долго писали в книгу отзывов.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий