Культура

13:28, 20 сентября 2019

Задача с Неизвестной

В день открытия в ТМИИ выставки картин из Государственной Третьяковской галереи в творческом индустриальном кластере «Октава» при обаяние порт­рета: оптика знатока».

Ирина МЕЛЬХАНОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Фантом красавицы
– Для афиши выставки в Туле избран «Портрет неизвестной с розой» кисти Дмитрия Левицкого. Очень интересная история связывает меня с этим полотном, – поделилась заведующая отделом живописи Государственной Третьяковской галереи доктор искусствоведения Людмила Маркина. – В 1987 году я писала для искусствоведческого издания статью о том, как складывалась коллекция Дмитрия Левицкого в Третьяковке. Просматривая архивные материалы и старые фотографии, нашла в том числе снимки 1922 года с первой выставки Левицкого в Государственной Третьяковской галерее. И неожиданно для себя обнаружила «лишнюю» картину – на фото она есть, а в реестре полотно не значится. Ни одного даже приблизительно подходящего к картине названия в каталоге, составленном не кем-то, а знаменитым Игорем Грабарем, не было!
Более того, изображение красавицы не вошло и в настольную для всех искусствоведов книгу Сергея Дягилева, установившего 92 портрета, точно принадлежавших кисти мастера, и 15, о которых имелось упоминание, но не было известно местонахождение. О портрете с розой – ни слова. Но Маркина не сомневалась: она видела работу Левицкого!
Только откуда она взялась на фото и куда исчезла потом?.. Тогда загадочная «Неизвестная» своей тайны не раскрыла.
 Сдавая статью в редакцию, Людмила упомянула картину: «Д. Г.  Левицкий. «Неизвестная с розой». Местонахождение неизвестно».
– Тогда мне и в голову не могло прийти, – продолжает она, – что однажды я не только узнаю, где находится эта работа, но и посодействую тому, чтобы портрет вновь оказался в Третьяковке.

Долгая дорога домой
Нежданная встреча искусствоведа с «Неизвестной» состоялась в 1990 году. В Москву приехала выставка Левицкого из частного собрания Давида Копеловича. С портрета, заявленного как «Смолянка», смотрела Она!
Как впоследствии выяснилось, картине довелось пережить приключения, вполне достойные литературного или кинобестселлера.
Вместе с семьей Копеловича «Неизвестная» в 1925 году «бежала» из России: сначала в Латвию, а оттуда в разгар Второй мировой – в Израиль. Ящики с картинами при переправке побывали в оккупации, попали под бомбежку и были утеряны… Но по стечению обстоятельств впоследствии обнаружил их на одной из железнодорожных станций дальний родственник Копеловичей, служивший в британских войсках и опознавший бесценный груз по адресу, надписанному на одном из ящиков.
Коллекция вернулась к владельцу. Спустя годы была вновь выставлена в России. После того как портрет был идентифицирован в Третьяковке, начались переговоры с владельцами. Сын коллекционера, художник Александр Копелович решил передать полотно в дар Советскому фонду культуры. Но скоропостижно скончался… Искусствоведы были в отчаянии, но победило благородство – вдова Копеловича исполнила волю мужа.
Тогда же разъяснилась и головоломка с «недостачей» картины в каталоге 1922 года. Под занавес года Давид Копелович действительно передал полотно на временное хранение в Третьяковскую галерею, что подтверждает архивная расписка от 30 декабря 1922 года. А полный каталог был сдан на печать в Главлит днем ранее, 29 декабря. Всего один день обрек «Портрет неизвестной с розой» почти на 70 лет безвестности.
После передачи полотна в дар Третьяковской галерее подлинность его была подтверждена экспертами, сохранилась на картине и авторская подпись Левицкого. Если приглядеться, ее можно различить чуть ниже опущенной кисти правой руки девушки на портрете. К сожалению, «бурная жизнь» не прошла для картины даром – на подписи не хватает заглавной «Л». Буква срезана вместе с частью изображения – кисть руки также видна не полностью. Вероятно, в какой-то момент шедевр пытались подогнать под более тесную раму…
В целом же финал загадочной истории вполне можно признать счастливым. Неизвестным осталось лишь имя красавицы, инкогнито которой не пожелал раскрывать сам художник. Возможно, и это открытие впереди.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему