Экономика

11:39, 06 апреля 2017

Банк с приставкой мега

Арсений АБУШОВ

Плюс 10 процентов по итогам минувшего года – рост объемов вкладов населения Тульской области. На 20 процентов увеличилось число ипотечных зай­мов в регионе: выдано около 8,5 тысячи кредитов на сумму более 13 миллиардов руб­лей – тут увеличение составило 28 процентов. Цифры и факты, сухую статистику, разбавленную порою ироничными, а иногда и трагичными примерами из практики, журналистам привели на пресс-завтраке в Тульском отделении Центробанка РФ.

Потребительское кредитование вот уже три года остается примерно на одном уровне. Что же касается просрочки платежей по всем видам займов, то самые минимальные значения оказываются как раз в сегменте ипотеки – 0,6 процента от общего объема задолженности.
– Это среднероссийский уровень, и удивительного в этом ничего нет: люди будут стараться максимально исправно платить по таким кредитам, чтобы не лишиться своего единственного жилья, – комментирует данные заместитель управляющего Отделением по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по ЦФО Дмитрий Борискин.
Впрочем, представители Тульского отделения мегарегулятора, как сегодня принято называть Банк России, на встрече с прессой приоритетной назвали работу по повышению финансовой грамотности населения. И не трудно понять почему. Ведь под контролем и надзором Центробанка все субъекты финансового рынка: кредитные организации, страховые компании, участники фондового рынка, микрофинансовые организации (МФО), ломбарды, кредитно-потребительские кооперативы (КПК), негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
– Где что не так – люди идут с жалобами. В прошлом году Тульским отделением рассмотрено порядка 1,5 тысячи обращений. Звонят мошенники, не прошел платеж, попали в финансовую пирамиду, навязали дополнительные услуги по ОСАГО, неверно оформили кредит, нашли фальшивую купюру и так далее, и тому подобное, – перечисляет Борискин. – Анализ обращений показывает, что львиная доля проблем возникает по одной причине: люди не читали и не читают договоры, которые подписывают.
В качестве примера «классической истории» представители ЦБ назвали жалобу, полученную буквально на днях: в ходе разбирательств выяснилось, что ходатай прочитала подписанный в банке договор спустя четыре месяца! Жертва собственной беспечности полагала, что заключила договор банковского вклада. На деле же оказалось, что горе-клиент купила иной финансовый продукт – страховку жизни на 10 лет.
– С этим бороться можно и нужно. Но если люди не начнут читать документы, то ничего не изменится. И пусть те деньги, которые потом пострадавшие платят, например, за ненужные или навязанные им финансовые продукты, они считают своим минимальным взносом за обучение финансовой грамотности, – не без сарказма замечают эксперты мегарегулятора.
Впрочем, не только подписывая договоры нужно держать ухо востро. Подделка казначейских билетов хоть и преследуется по закону, но существует столько же, сколько и сами деньги.
– В прошлом году мы столкнулись с уникальной подделкой: было выявлено несколько фальшивых 5-руб­левых монет! А вообще, вопреки расхожему мнению про то, что подделывают лишь 5-тысячные купюры, скажу, что в чести у мошенников как раз еще 50- и 100-руб­левые ассигнации, потому что мелкие деньги обычно никто не проверяет.
В финале встречи журналистов одарили: кого миллионом, а кого и пятью миллионами руб­лей. Мелко нарезанные и спрессованные в брикет ветхие банкноты Банка России образца 1997 года обещают послужить талисманом финансового благополучия.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий