Экономика

00:00, 22 апреля 2017

Бизнесмены нашего времени

Арсений АБУШОВ
Сергей ВИНОГРАДОВ

Добро пожаловаться
Бизнес Тульской области – это, по данным Туластата на 1 января текущего года, больше 36 200 организаций и свыше 38 000 ИП. Хозяйство беспокойное и требующее постоянного внимания. В том числе и со стороны регио­нального уполномоченного по защите прав предпринимателей Александра Головина, который на пресс-конференции рассказал журналистам о проделанной в минувшем году работе. Так, к бизнес-омбудсмену поступило без малого полтысячи обращений – почти в полтора раза больше, чем в 2015-м. По мнению Александра Юрьевича, данные говорят о повышении интереса и уровня доверия к институту уполномоченного.
– 97 процентов обратившихся – это представители малого бизнеса. При этом 31 процент ходатайств был связан с розничной и оптовой торговлей, – отмечает Головин.
Удивительного в этом мало: напомним, около половины всего бизнеса в регионе – это торговля и услуги. Статистика комитета по предпринимательству и потребительскому рынку говорит о том, что в области на начало года работало 12 226 предприятий розничной торговли, в том числе нестационарных, включая мобильные, – 3363.
Впрочем, с жалобами к омбудсмену приходят и бизнесмены, занятые в сфере бытовых услуг, и производственники, и аграрии.
– В большинстве своем предприниматели сетуют на контроль и надзор разных уровней и неправомерное привлечение к административной ответственности. Эта группа жалоб составляет пятую часть от всех обращений. Почти вдвое меньше от этого числа – вопросы, касающиеся земли: аренды, выкупа, оспаривания кадастровой стоимости участков и так далее. По 7 процентов от всех обращений приходится на такие моменты, как аренда госимущества, организация перевозок, заключение и исполнение государственных или муниципальных контрактов, – перечисляет Головин.

Промедление, смерти подобное
Проблемы неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиками своих обязательств по договорам и контрактам возникают не первый год. В первую очередь речь идет о несвое­временной оплате.
– Прецедентов в минувшем году было порядка 20. Вытребовать удалось более 4 миллионов 200 тысяч руб­лей: это где-то по 200–300 тысяч руб­лей долгов перед отдельными предпринимателями, – рассказывает омбудсмен.
За сухими цифрами статистики на практике разгораются настоящие финансовые страсти. Чтобы понять непосвященным, приведем пример: муниципальное учреждение размещает заказ на 200 тысяч руб­лей на ремонтные работы. Малое предприятие его выигрывает, а затем исполняет. Однако из-за проволочек бизнесмен не получает оплаты в течение полугода. В итоге он не может рассчитаться с сотрудниками и контрагентами, оплатить налоги, кредиты, совершить другие обязательные платежи. А значит, совсем скоро к нему придут и трудовая инспекция, и налоговая служба, последуют также санкции контрагентов, судебные иски от банков… Иными словами, для микробизнеса промедление с оплатой действительно оказывается смерти подобно. Впрочем, немало возникает и случаев иного рода: муниципальное или госучреждение заключает контракт, предприниматель исполняет его, а заказчик реорганизуется, то есть фактически создается другое юрлицо, которое не может оплатить выполненные работы. Куда предпринимателю податься? Только в суд.
– На сегодня юридически четко не определяется правопреемник, не закладываются финансовые средства на оплату выполненных контрактов для образованных по результатам проведенной реорганизации органов или учреждений. Отсутствие надлежащего правового и финансового обеспечения исполнения обязательств по оплате ранее заключенных контрактов должно выступать основанием, ограничивающим возможность принятия решения о реорганизации государственных органов, – говорит бизнес-омбудсмен и делает акцент на том, что тема финансовой дисциплины заказчиков в текущем году у правозащитников в приоритете.

Избыток не в чести
Также Головин замечает, что по-прежнему актуальны вопросы качества государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и обеспечения простоты и доступности оспаривания ее результатов. Нередко к омбудсмену идут за разъяснениями по лицензионной деятельности, с вопросами о механизмах получения мер поддержки и жалобами на сложности конкуренции малого бизнеса с сетевыми магазинами.
– Мы работаем по всем этим направлениям. Анализируя и классифицируя обращения, для устранения административных и организационных барьеров для бизнеса в минувшем году уполномоченным были внесены две законодательные инициативы в Тульскую областную Думу. Обе были поддержаны. Одна касалась административной ответственности за воспрепятствование деятельности уполномоченного, вторая – поправок в ограничении розничной продажи алкоголя на территории, прилегающей к образовательным организациям, – говорит Александр Юрьевич.
Напомним, в начале прошлого года в регионе разгорелась дискуссия о так называемой избыточной составляющей в ограничениях. Бурный рост различных образовательных проектов для взрослых, в том числе и дистанционных, например по повышению квалификации или подготовке менеджеров, создавали ограничения по радиусу размещения алкогольных магазинов. «В результате образовательный бизнес растет и душит торговый, а также предприятия общепита, потому что продажа спиртного в этом случае подпадает под ограничение. Рестораны и кафе лишаются лицензий на реализацию алкогольной продукции», – поясняли тогда свою точку зрения сторонники послаблений законодательства и бизнес-омбудсмен.
С их доводами регио­нальный парламент согласился, и летом избыточная составляющая была исключена из соответствующего закона.
Кстати, с прошлого года для снижения избыточной нагрузки на бизнес при совершении административного правонарушения в первый раз, например, предпринимателям, разместившим наружный баннер в неположенном месте или не выполнившим требований по благоустройству, следует назначать наказание в виде предупреждения, а уж после штрафовать.
– Мы следим за исполнением этих нововведений. Был целый ряд случаев, когда уполномоченный отстаивал права коммерсантов. Я скажу так: прежде чем активно штрафовать, нужно активно разъяснять, – отмечает правозащитник, в планах которого в нынешнем году поднять на федеральном уровне вопросы о создании системы страхования вкладов малых предпринимателей – юридических лиц, фиксации для них пени в размере 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ независимо от периода просрочки. Также омбудсмен намерен отстаивать упрощение для бизнеса процедуры оспаривания кадастровой стоимости, назначение срока не меньше шести месяцев на знакомство с результатами госоценки и установление ответственности оценщиков за недостоверные результаты, включая возмещение ими убытков, понесенных предпринимателями при ее оспаривании.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий