Экономика

09:00, 10 ноября 2021

Инфляция по-тульски: а пряники будут?

Ирина Мельханова
Геннадий Поляков

Как большинство из нас бдительно отслеживает изменения в состоянии собственного здоровья, так в ЦБ РФ ежедневно оценивают самочувствие экономики. Если «лихорадит», назначают соответствующую терапию: ключевая ставка снижалась, а теперь повышается вновь…

Какие прогнозы существуют у Центробанка в отношении экономического здоровья страны и нашего региона сейчас, в условиях четвертой волны коронавируса, и чем планируют лечить? На вопросы «ТИ» отвечает заместитель начальника ГУ Банка России по ЦФО Ирина Тимоничева.

pol_3630.JPG

- Если говорить об экономическом здоровье страны, наиболее показательными критериями принято считать экономическую активность и инфляцию.

Все мы знаем, что в прошедшем году на динамику экономической активности серьезно повлияла пандемия. На текущий момент на отдельных рынках производство продукции все еще ограничено, то есть, предложение, которое экономика дает в ряде отраслей потребителям товаров и услуг, пока еще уступает спросу. При этом сейчас в значительном числе регионов фиксируется нарастающая заболеваемость коронавирусом. В этой ситуации многое определят очередные – дополнительно вводимые сейчас меры по обеспечению эпидемиологической безопасности, ужесточающие требования для производителей.  

Но, тем не менее, российская экономика все равно растет. На протяжении 2021 года она восстанавливается достаточно высокими темпами, возвращаясь на траекторию сбалансированного роста. Понятно, что по мере возвращения к этой траектории темпы роста несколько замедлены, и это нормальная ситуация. С учетом мер, которые правительство предпринимало для поддержки экономического здоровья страны, наша экономика, по прогнозам, прирастет в целом по итогам текущего года примерно на 4-4,5 процента. А в следующие годы будет прирастать, в среднем, на 2 процента в год. Такова ожидаемая динамика.

- Этот прогноз учитывает рост заболеваемости последних месяцев, или он был сделан до начала четвертой волны пандемии?

- Этот прогноз был сформирован и объявлен после заседания совета директоров Банка России 22 октября 2021 года. В некоторой степени он учитывает новую волну заболеваемости, но не до конца. В своих прогнозах мы всегда рассматриваем возможность неблагоприятного развития ситуации, но предположить, что в период, предшествующий ноябрьским праздникам, будут введены нерабочие дни, конечно, было невозможно.

- Как эта дополнительная остановка может отразиться на текущей экономической ситуации? Чего нам ожидать?

- Влияние короткого периода нерабочих дней критических изменений не привнесет, но все будет зависеть от того, как ситуация будет развиваться в дальнейшем. Если короткий период ограничительных мер приведет к ожидаемым результатам – разрыву цепочки передачи вируса, замедлению темпов заболеваемости, снижению числа ежедневных заражений, – то на экономику значительного влияния эта ситуация не окажет. После 7-го или 15 ноября, или иной даты, которую определит для выхода из ограничительного периода каждый из регионов, в зависимости от складывающейся картины, экономическая деятельность восстановится.

Я не вижу вероятности сокрушительного влияния этого периода на экономику страны. И вот почему: во всех субъектах РФ приостанавливают деятельность не все предприятия, в том числе нерабочие дни не распространяются на предприятия непрерывного цикла. Таким образом, для промышленных регионов ограничение наименее болезненно.

- Как оцениваете в этом контексте перспективы Тульской области?

- Определяющими моментами здесь являются структура экономики и то, какие производственные предприятия представлены в регионе. На территории Тульской области в большей степени действуют сельхозпроизводители и предприятия непрерывного цикла производства. Они не останавливаются в этот период. Соответственно, и экономика Тульской области меньше страдает от введения локальных ограничительных мер.

Подобная картина наблюдалась и при введении нерабочих дней в 2020 году. Рассматривая ситуацию в региональной экономике и в целом по России, видим, что Тульская область не испытывала такого спада, который был характерен для российской экономики в целом. Если говорить, например, об обрабатывающей промышленности, то по отношению к 2019-ому, допандемийному году, в 2021-ом эта отрасль в Тульской области приросла на 13,5 процента. А в целом по России за тот же период – всего на 1,4 процента. 

- Допустим, экономика региона, страны будет чувствовать себя неплохо. А как будем чувствовать себя мы? Изменения ценовой политики в прошлый локдаун были не в пользу конечного потребителя…

- Дополнительные требования, безусловно, сказываются на потоке потребителей, уменьшение клиентуры снижает выручку. А затраты на производство продолжают расти. Но даже те предприятия, которые несут дополнительные издержки при ужесточении противоэпидемических мер, повышают цены на свою продукцию или услуги только в том случае, когда потребитель готов принять эти цены. Здесь обе стороны важны, и, если достаточного покупательского спроса на дорожающие товары или услуги не будет, то и цены будут сдержаны.

Пока в условиях более высокой, чем прежде, ключевой ставки растут проценты по вкладам, становится выгоднее отложить денежные средства в сбережения. Многие граждане в этих обстоятельствах принимают решение какую-то часть своего потребления отложить на потом, дождаться, когда динамика роста цен изменится, а инфляция приблизится к целевому значению – для России оно установлено вблизи 4 процентов. В этом и есть суть денежно-кредитной политики Банка России.

- Почему официальная инфляция всегда ниже, чем та, которую человек ощущает после похода по магазинам?

- Точнее будет сказать, что личная инфляция отдельного человека может ощущаться выше того уровня, который нам дает статистика.

В первую очередь, это происходит потому, что сама инфляция рассчитывается по достаточно широкому набору товаров и услуг – их более пятисот. Мы с вами, когда оцениваем собственную инфляцию, обычно не принимаем во внимание всю эту совокупность, поскольку далеко не все товары из потребительской корзины покупаем и не всеми услугами пользуемся. То, что не входит в личную «корзину» человека, остается вне зоны его интересов. Например, семьи, где нет маленьких детей, не знают, как развивается ситуация с ценами на вещи для малышей, вегетарианец не следит за тем, сколько стоит мясо, и так далее. А раз индивидуальная корзина отличается от общероссийской, то и личная инфляция точно будет отличаться от показателей по стране.

Еще один важный момент – эмоциональный. Все мы, в особенности люди старшего поколения, на чьей памяти резкие скачки цен конца прошлого и начала нынешнего века, очень внимательно относимся к росту цен, но часто не замечаем, когда цена снижается. Человеческая психология такова, что мы учитываем в своих оценочных суждениях те факты, которые больше запомнились. А запоминаем мы чаще, конечно, повышение цен, а не их снижение.

Кроме того, об инфляции в целом нельзя судить по изменению цен на отдельные товары. Стоимость отдельных товаров и услуг может сильно меняться, но если их доля в потребительской корзине мала, то на общую инфляцию это повлияет незначительно. Так, в Тульской области в сентябре 2021 года из-за перебоев с импортными поставками ускорился рост цен на чеснок. Но на суммарном показателе инфляции по потребительской корзине это практически не сказалось, поскольку «вес» данного продукта в ней составляет всего 0,07 процента.

Инфляция – суммарный индекс. Важно понимать, что на одни товары цены растут, тогда как на другие в тот же период – снижаются. Если на икс процентов повысилась цена на тот или иной товар, входящий в вашу личную потребительскую корзину, это не значит, что на столько же повысилась инфляция в целом. Этот вид товара вносит в общую инфляцию только определенную долю – ту, которую занимает в потребительской корзине типичного россиянина.

- Сейчас в этой корзине 556 товаров и услуг. Откуда они берутся, как часто этот набор изменяется или дополняется?

- Этот набор определяется Росстатом исходя из замеров потребительских расходов семей российских граждан. И меняется он в зависимости от изменений потребительского поведения населения. Он может дополняться какими-то видами товаров и услуг, какие-то, наоборот, могут исключаться.

Например, в 2021 году ситуация с пандемией подвигла Росстат включить в потребительскую корзину россиянина медицинские маски, антисептики, ряд медицинских процедур, услуги по уходу на дому и ряд других позиций. А вот товары, переставшие пользоваться спросом, например, шапки из меха, кнопочные мобильные телефоны, ковры – из корзины исчезли.

Кроме того, стоит помнить, что, с точки зрения доли, которую вносит конкретный продукт в потребительскую корзину, замеры ведутся отдельно в каждом регионе Российской Федерации. То есть, структура потребительской корзины в Тульской области при том же наборе из более 550 компонентов, отличается от других субъектов РФ. 

- Что же занимает больше «места» в корзине туляка?

- В структуре потребительской корзины жителя Тульской области больший вес, чем в среднем по России, имеют мясо, овощи, фрукты, рыба. Но меньше, чем в среднем по стране, «удельный вес» алкоголя, кондитерских изделий, топлива.

Ниже, чем в среднем по стране, доля расходов туляков на образовательные услуги. Наибольший из числа услуг вклад в потребительскую корзину жителя Тульской области вносят услуги ЖКХ.

- Каковы на сегодня инфляционные ожидания Центробанка в целом по стране, и существует ли  специфика инфляции в нашем регионе?

- По итогам 2021 года мы ожидаем инфляцию в целом по стране в интервале 7,4-7,9%, но с учетом проводимой денежно-кредитной политики мы прогнозируем снижение годовой инфляции до 4-4,5% в следующем году, а в дальнейшем она будет находиться вблизи 4%.

В целом динамика годовой инфляции в Тульской области соответствует общероссийским тенденциям, но имеется и ряд особенностей.

Если говорить о группе продовольственных товаров, то на данный момент более значительную долю в инфляции, чем в других субъектах РФ, в Тульской области имеют мясопродукты. Эта особенность связана с тем, что мясная продукция по большей части завозится в регион. В текущем году в субъектах-поставщиках были зафиксированы вспышки птичьего гриппа и африканской чумы свиней, что снизило предложение. Кроме того, выросли логистические издержки. Но в этом сегменте ситуация выправляется. Регион заключил ряд инвестсоглашений, и крупная компания по производству мяса открывает на территории Тульской области новые фермы. Это в перспективе должно сбалансировать спрос и предложение, сдержать рост цен на мясную продукцию.

Особенности в сегменте непродовольственных товаров можно проиллюстрировать на примере строительных материалов. Их производство на территории Тульской области не покрывает растущий спрос, поскольку объем ввода жилья растет. Поставка из других регионов влечет дополнительные издержки. В результате всех этих факторов отмечается рост цен.

Если говорить об услугах, то в 2021 году одним из региональных факторов, повлиявших на более быстрый рост цен, стало повышение в марте тарифов на проезд в общественном транспорте. В Тульской области предшествующая индексация этих тарифов проводилась еще в 2015 году, при этом за последние годы значительно увеличились затраты на технику, запчасти и топливо, издержки перевозчиков не покрывались. Это привело к необходимости повышения тарифов, на тот момент находившихся в числе самых низких по ЦФО.

И, конечно, говоря о Тульской области, нельзя обойти вниманием рынок туристических услуг. О Туле уже повсеместно упоминают как об одной из туристических столиц России. Ажиотажный спрос среди граждан, не уехавших на отдых за пределы Российской Федерации, внимание россиян к достопримечательностям Тульской области приводит к тому, что цены на услуги гостиничного бизнеса растут. Увеличение туристического потока в регион за последний год способствует росту спроса и, соответственно, увеличению стоимости санаторно-оздоровительных услуг, а также повышению стоимости билетов на поезда дальнего следования. Но это говорит, в том числе, и об открывающихся перспективах: дальнейшее развитие туристической индустрии в регионе позволит увеличить предложение, развить конкуренцию на рынке данных услуг, что позволит сдержать рост цен в этом сегменте.

- В предшествующие годы экономисты Банка России подсчитывали для нашего региона индексы тульского пряника, шашлыка, новогоднего стола. Кому и зачем это нужно?

- Для любого жителя страны очень сложно объективно посмотреть на потребительскую корзину в целом и попробовать определить свою личную инфляцию. С этой точки зрения и полезны альтернативные экономические индикаторы, позволяющие объяснить емкие понятия через простые и наглядные примеры.

Стоимость набора ингредиентов для любимого блюда и динамику изменения цен на них каждый может оценить вполне объективно. Это позволяет перейти от далекого для многих показателя общей инфляции к более понятным и осязаемым обычным человеком вещам.

Знакомая многим аналогия – индекс бигмака: стоимость этого гамбургера в разных странах мира – это некий аналог паритета покупательной способности. Точно так же в регионах нашей страны расчет стоимости, например, борщевого набора, дает наглядное представление об изменении цен на традиционный для российской семьи набор продуктов. Это – один из способов доходчиво объяснить понятие инфляции.

Безусловно, делать глубокие выводы о благосостоянии населения по цене, например, шашлыка или кастрюли борща невозможно. Экономика – сложнейшая система, и точно измерить происходящие в ней процессы чашками кофе или салатом не получится. Однако ознакомление с этими и другими информационными материалами Банка России позволяет более широкому кругу населения довольно быстро вникнуть в некоторые экономические категории, с которыми люди часто сталкиваются в жизни. Банк России старается быть более понятным для населения и бизнеса, поскольку понимание действий рождает осознанное доверие к ним. А это позволит нам меньшими усилиями поддерживать стабильно низкую инфляцию.

----------------------------


#000000;">В Тульской области тратят на:

  •  мясо, овощи, фрукты, рыбу, хлеб, мебель, парфюмерию, услуги ЖКХ - #ff0000;">больше, чем в среднем по России.

  •  алкоголь, кондитерские изделия, легковые автомобили, топливо; образование, зарубежный туризм и услуги пассажирского транспорта - #00a650;">меньше, чем в среднем по России.

pol_3537.JPG

#9d0a0f;">Годовая инфляция в сентябре 2021 года*:#9d0a0f;">

#9d0a0f;">

#9d0a0f;"> ·        #9d0a0f;">8,43% #9d0a0f;">- в Тульской области;

#9d0a0f;">

#9d0a0f;"> ·        #9d0a0f;">7,35%#9d0a0f;"> - в ЦФО;

#9d0a0f;">

#9d0a0f;"> ·        #9d0a0f;">7,4%#9d0a0f;"> - в целом по России.

-----------------------------

* Основные показатели инфляции в Тульской области представлены на сайте cbr.ru в разделе «Территориальные учреждения»

pol_3360.JPG

#00aeef;">__________________________________________

  Ирина Тимоничева.jpg

 кавычки-2.png По итогам 2021 года мы ожидаем инфляцию в целом по стране в интервале 7,4-7,9%; прогнозируемое снижение в следующем году – до 4-4,5%,а в дальнейшем годовая инфляция будет находиться вблизи 4%кавычки-2.png.

#00aeef;">__________________________________________



0 комментариев
, чтобы оставить комментарий