Экономика

09:40, 14 февраля 2019

Катализатор для фермеров

 Андрей ЖИЗЛОВ
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Как стимулировать создание фермерских кооперативов в Тульской области и как сделать наши хозяйства более устойчивыми и успешными? Об этом вели разговор на проходившем в оружейной столице круглом столе с участием представителей корпорации малого и среднего предпринимательства.

Преимущества есть
Кооперативное движение в тульском агропроме только набирает первые обороты – сейчас в регионе насчитывается четыре объединения фермерских хозяйств. Между тем в других регионах эта форма уже достаточно развита и хорошо зарекомендовала себя. В чем преимущества сельхозкооператива? Во-первых, это возможность совместной работы. Объединившиеся хозяйства могут покупать технику, оборудование, расходные материалы и пользоваться ими в складчину. Внутри кооператива можно распределять виды деятельности, чтобы работать с максимальной рациональностью. Во-вторых, кооператив имеет больше веса для получения денежного кредита, чем отдельное небольшое сельхозпредприятие. В-третьих, объединение хозяйств способно сотрудничать даже с крупными торговыми сетями. Те, как известно, предъявляют высокие требования и к качеству товаров, и к их количеству. Порой мелкое предприятие попросту не способно произвести достаточно картофеля или овощей, для того чтобы пробиться на прилавки сетевых магазинов.
Агропром
по навигатору
– Это уже второе подобное заседание, – отметил заместитель министра сельского хозяйства Тульской области Андрей Жаворонков. – Год назад было знакомство с корпорацией МСП, мы наметили направления деятельности и в течение следующих месяцев налаживали работу. Мы постоянно обмениваемся с корпорацией данными. У нее есть финансовые продукты, которые помогут сделать кооперативы нашего региона более организованными. Ну и, конечно, полезен тот опыт, который уже накоплен нашими объединениями, – он позволит новым кооперативам избежать ошибок.
По словам руководителя дирекции по развитию сельскохозяйственной кооперации Елены Дубинчук, прежде аграрная тематика не была профильной для корпорации МСП. Однако Президент России Владимир Путин призвал сосредоточиться на поддержке малого и среднего бизнеса, дал ряд поручений, и в декабре 2017 года была создана эта дирекция. За год проанализированы лучшие региональные практики, разработана программа развития кооперативов.
– Мы занимаемся созданием центра компетенций в Тульской области, – рассказал Андрей Жаворонков. – Там можно будет получить консультационную и методическую помощь.
Сегодня финансовую поддержку уже получили 1355 кооперативов на совокупную сумму 19,5 миллиарда рублей. Кроме того, благодаря работе корпорации в 79 регионах создано 739 новых кооперативов.
Сельский предприниматель – человек современный, и без обновления знаний и форм работы он не сможет вести выгодное хозяйство. В помощь фермерским кооперативам корпорация создала два полезных интернет-ресурса. Первый (agro-coop.ru) – это навигатор по мерам поддержки сельхозкооператива на каждом этапе его жизни: при создании (0–6 месяцев), становлении (6–12 месяцев) и развитии (более года). Здесь есть все данные по кредитам, льготному лизингу, региональным мерам поддержки.
Не покидая ресурса, можно за пять минут создать сайт своего хозяйства и разместить свою продукцию для продажи на ресурсе ruferma.ru, найти покупателей, в том числе среди крупных торговых сетей.
– В августе 2018 года мы заключили соглашение с X5 Retail Group, и уже есть кооперативы, чьи продукты появились на полках магазинов, – рассказала Дубинчук. – И самое главное – сама сеть в этом заинтересована. Сейчас доля фермеров среди поставщиков – 5 процентов, но планируется поднять ее до 20. Кооперативы способны обеспечить объемы и качество продукции, для того чтобы подписывать договоры на 3–5 лет.
Председатель СПК «Аграрная артель» Олег Зазимко – среди тех, кто уже оценил ресурсы интернет-корпорации МСП по достоинству.
– Он расширяет возможности, – отметил фермер. – Например, с помощью этого сайта мы участвовали в госзакупках и теперь снабжаем продовольствием учреждения УФСИН.
– Продукты, которые предлагает корпорация, способны поменять менталитет, – убежден Андрей Жаворонков. – Когда фермер увидит, что с их помощью можно не просто купить что-то обычное, а подняться на другой уровень, он будет работать по-новому и показывать более высокие результаты.
Алгоритм кредита
Не секрет, что барьер для развития малых и средних сельхозпредприятий – это недостаток оборотных средств. «МСП Банк» помогает решить эту проблему. В ходе круглого стола представителям кооперативов и фермерских хозяйств рассказали о его кредитной политике. Важное преимущество – корпорация готова работать как с твердыми залогами, так и без них – в таком случае нужна гарантия от регионального гарантийного общества или корпорации МСП.
Банк предлагает три основных кредитных портфеля – в зависимости от масштабов и целей кооператива: «Кооперация», «Агропарк» и «Предэкспорт». Размер кредита – от 1 до 500 миллионов рублей, срок – от трех до семи лет, а ставки – от 9 до 10 процентов годовых.
Разумеется, к потенциальным заемщикам предъявляются и требования, однако они довольно лояльные. Важно, чтобы кооператив действовал по крайней мере три года, имел хотя бы частично положительную динамику развития и имел поддержку со стороны тульского минсельхоза и корпорации МСП.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий