Экономика

14:47, 11 января 2019

Конкуренция – для развития

Светлана КУЗНЕЦОВА
Сергей КИРЕЕВ

Тульская область на протяжении ряда лет ведет активную работу по развитию конкуренции. И результаты впечатляют: по итогам прошлого года регион занял третье место в стране по данному направлению. Для сравнения – в 2015 году в этом ранжире область занимала скромное 61-е место. Важно, что позицию определили на основании опросов предпринимателей.

Ре­гио­наль­ный стандарт
Еще три года назад в Тульской области был разработан и утвержден ре­гио­наль­ный Стандарт развития конкуренции. Он представлял собой набор системных мер по улучшению конкурентной среды, условий для развития бизнеса, привлечения инвестиций.
Основными задачами, определенными стандартом, были: снижение или устранение правовых, административных, финансовых барьеров для хозяйствующих субъектов, повышение уровня информационной открытости органов власти, оптимизация процедур госзакупок, устранение избыточного госрегулирования, совершенствование процессов управления объектами государственной собственности, ограничение влияния государственных предприятий на конкуренцию и общественный контроль за деятельностью субъектов естественных монополий. Достижение поставленных задач зафиксировано соответствующим распоряжением правительства Тульской области.
Одним из значимых результатов внедрения стандарта стало, к примеру, создание комиссии по развитию конкуренции и поддержке малого и среднего предпринимательства, которая в нашем регионе образовалась первой в Российской Федерации.

Указ президента
В декабре прошлого года комплексные системные меры по развитию конкуренции в стране были определены указом президента Владимира Путина № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».
Документом сформулированы приоритеты и поставлены задачи для органов власти всех уровней, включая федеральные, а также общественных институтов, правоохранительных и контрольно-надзорных органов.
Утвержден На­цио­наль­ный план развития конкуренции до 2020 года, в котором детально прописаны технические аспекты реализации президентского указа. Например, необходимо обеспечить снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к контрольному периоду не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом; доля закупок государственного и муниципального заказов, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, должна вырасти более чем вдвое по сравнению с прошлым годом.
В настоящее время готовится нацпроект на более длительный срок – до 2030 года. Проходит согласование со всеми задействованными институтами.
Еще одним масштабным событием в части развития конкуренции в России стало заседание Государственного совета в апреле нынешнего года. В нем принял участие и губернатор Тульской области Алексей Дюмин.
Было отмечено, что на уровне субъекта запланировано более 50 мероприятий, направленных на развитие конкуренции.
– Уверен, что реализация этих мероприятий позволит улучшить условия ведения бизнеса в нашем регионе. А как следствие – создать в области новые частные компании и обеспечить дополнительные налоговые отчисления в бюджет для реализации важных социальных проектов, – сказал глава региона, комментируя итоги заседания.

Соглашение с ФАС
Ключевые итоги развития конкурентной среды в Тульской области губернатор озвучил и позже, в середине июля нынешнего года, на совещании с участием заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы России Даниила Фесюка.
Глава региона отметил, что доля средств, размещенных конкурентными способами определения поставщиков, составляет в области 83,5 процента.
Объем средств, размещенных на торгах, предназначенных только для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, составляет 40 процентов от общего годового объема закупок. Притом что законом установлена планка в 15 процентов.
Органами ре­гио­наль­ной и муниципальной власти в 2017 году совершено всего три антиконкурентных правонарушения, до этого их были десятки.
В рамках мероприятия подписано соглашение между Федеральной антимонопольной службой России и правительством Тульской области.
– Примечательно, что к соглашению в нашем регионе отнеслись с максимальным вниманием, – считает руководитель Федеральной антимонопольной службы по Тульской области Юрий Елагин. – Аналогичные документы подписали все субъекты страны, и я общался с коллегами из других областей: где-то к установленным договоренностям отнеслись с прохладцей, где-то восприняли не очень ответственно.
У нас же после подписания соглашения существенно изменилось отношение к развитию конкуренции: органы власти стали более внимательно следить за тем, чтобы не нарушать антимонопольное законодательство, активнее вовлекать областное УФАС в предупредительные мероприятия, часто включать в обсуждение серьезных вопросов, чтобы в дальнейшем избежать любых шероховатостей.
Иными словами, у нас все движется в правильном направлении, и, уверен, дальше будет только лучше. Заданная позитивная динамика принесет результаты, и изменения ощутят граждане. А это, в конечном счете, и есть главная цель всех планов, стратегий, документов и мероприятий: не просто обозначить цифры и показатели по развитию конкуренции, а добиться таких рыночных условий, чтобы жители региона получали услуги наивысшего качества по наименьшей цене. Именно положительная и позитивная динамика развития экономики и есть основная цель всех действий на всех уровнях власти.

33 ключевых показателя
В рамках исполнения указа президента и реализации нацплана осенью нынешнего года Тульская область в числе первых согласовала перечень ключевых показателей развития конкуренции. Они оказывают влияние на вхождение частного бизнеса на основные рынки товаров и услуг.
Интересно, что в перечне утвержденных ключевых показателей указаны рынки, где мы уже сегодня приблизились к цифрам 2020 года. Например, дорожная деятельность, кадастровые работы, а еще легкая промышленность, производство кирпича, бетона, изделий из дерева.
По ряду направлений, напротив, сложился небольшой процент, который предстоит существенно увеличить к 2020 году. К примеру, племенное животноводство и семеноводство – с 20 до 100 и 90 процентов соответственно. Производство тепловой энергии – с 20 до 92 процентов. Благоустройство городской среды – с 20 до 60 процентов. Выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах – с 20 до 90 процентов.
– Ключевые показатели развития конкуренции – это, с одной стороны, индикаторы текущего состояния, с другой – некая планка, к которой предстоит двигаться и стремиться. Очередной шаг в направлении создания конкурентных ре­гио­наль­ных рынков. И если по каким-то позициям мы уже имеем высокий процент достижения и, казалось бы, расти дальше некуда, то в контрольный период главной задачей будет не допустить снижения этих показателей, – поясняет Юрий Елагин.

Антимонопольный комплаенс
Помимо импульса развития конкуренции на рынках, вводится новый механизм предотвращения антимонопольных нарушений – антимонопольный комплаенс.
Его целью является повышение правовой культуры и компетентности органов власти, профилактика нарушений требований, сокращение количества нарушений, обеспечение соответствия деятельности органа власти требованиям антимонопольного законодательства.
– Комплаенс станет своего рода системой внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Например, при принятии того или иного нормативного акта должно присутствовать заключение уполномоченной инстанции о том, что документ не приведет к нарушению антимонопольного законодательства (по аналогии с заключениями прокуратуры). В рамках данного направления взаимодействия нас стали чаще привлекать к совместным обсуждениям проектов и инициатив, и это позитивный момент с нашей точки зрения. Мы хотели бы взаимодействовать именно в таком эффективном ключе, – отмечает Юрий Владимирович.
Таким образом, и на федеральном, и на ре­гио­наль­ном уровнях делается огромная работа для того, чтобы развитие конкуренции переходило на качественно новый этап. Стадию, на которой объединены усилия антимонопольных органов и органов власти всех уровней для глобальной цели – улучшить конкурентную среду, способствовать развитию экономики, деловой среды и росту качества товаров и услуг коммерческих организаций.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему