Экономика

11:20, 01 февраля 2019

Не бюджетом единым

 Светлана КУЗНЕЦОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Главная ценность го­су­дарс­т­вен­но-част­ного партнерства (ГЧП) заключается в возможности привлечения внебюджетных источников для реализации социально значимых проектов в сферах, которые традиционно финансировались за счет бюджета. В мировой практике использование данного механизма насчитывает уже десятки лет. В России ГЧП в последние годы также активно используется. И наш регион является одним из флагманов этой работы. Подробнее в интервью «Тульским известиям» рассказал директор департамента по развитию го­су­дарс­т­вен­но-част­ного партнерства АО «Корпорация развития Тульской области» ­Сергей Торин.

– ­Сергей Станиславович, чем объясняется внимание к го­су­дарс­т­вен­но-част­ному партнерству со стороны органов власти всех уровней?
– Объясняется просто: механизм ГЧП позволяет эффективно решать вопросы финансирования инфраструктурных проектов и проектов социальной сферы – тех самых, от которых зависит развитие территорий и качество жизни населения. Если говорить о мировом опыте, то го­су­дарс­т­вен­но-част­ное партнерство широко развито в США, Великобритании, Франции, Германии. Значительные инвестиции через сферу ГЧП привлекаются в Китае, Филиппинах и Малайзии. Как правило, это проекты, связанные с крупными инфраструктурными задачами: строительством дорог, железнодорожных магистралей, аэропортов, учреждений социального обслуживания. В нашей стране, например в Питере, есть даже частный трамвай, построенный на принципах ГЧП.
В Тульской области с использованием механизмов го­су­дарс­т­вен­но-част­­ного партнерства успешно реализуются 34 проекта с объемом инвестиций порядка 8 миллиардов руб­лей. Большая часть, 21 проект, – в жилищно-коммунальной сфере. Объясняется это тем, что ЖКХ является наиболее освоенной областью использования ГЧП: в данном сегменте накоплен значительный опыт и сформирована устойчивая нормативно-правовая база.

– В свое время мы вошли в число пилотных регионов для реализации типового («коробочного») решения в целях модернизации коммунальной инфраструктуры, которое затем было тиражировано на всю страну…
– Да, это так. Тульская область является первым регионом России, где финансирование проекта осуществляется в рамках концессионного соглашения на типовых условиях банка. Соответствующий документ был подписан на площадке Петербургского международного экономического форума в 2017 году между правительством Тульской области, «Сбербанком» и «Ре­гио­наль­ной генерирующей компанией № 1».
Общая стоимость проекта составляет 453 миллиона руб­лей. На эти средства в рамках программы, рассчитанной до 2032 года, в Ясногорске уже построена одна котельная, ведется замена городских теплосетей, запланирована модернизация еще ряда объектов коммунальной инфраструктуры.
Коммерческое закрытие второго такого проекта, концессии в Советске, прошло в мае 2018 года. Уже в декабре построенная котельная заработала в пусконаладочном режиме. Теперь тариф за тепло для жителей города является самым низким в Щекинском районе.
Кроме того, в Туле реализуется концессионное соглашение по благоустройству Могилевского сквера. С 2017 года на средства инвестора (14,5 миллиона руб­лей) отремонтировали памятник, тротуары, заменили скамейки, посадили новые деревья. В этом году запланирована реконструкция детского городка.
В социальной сфере заключено два концессионных соглашения и восемь договоров аренды нежилых зданий на улице Металлистов в Туле с инвестиционными обязательствами.

– Все это проекты в активной стадии. А если говорить о планах на ближайшее будущее?
– Выгодное экономико-гео­гра­фи­ческое положение региона диктует необходимость развития дорожной сети и повышения ее качества с целью привлечения крупных инвесторов. Поэтому в настоящее время разрабатываются проекты строительства объездной дороги в Новомосковске, строительство мостового перехода через Упу в Туле и мостового перехода через железнодорожные пути в областном центре. Все проекты планируется осуществить на условиях концессионных соглашений.

– Кроме власти, которая всегда стремится найти новые источники финансирования, в реализации проектов должен быть заинтересован и инвестор. Какие факторы здесь играют роль?
– Составляющие развития – это инвестиционная привлекательность самого региона, опыт реализации крупных проектов, наличие институтов развития, конструктивная нормативно-правовая база.
Инвестору важно понимать, что государство обладает волей и необходимыми компетенциями, законодательство стабильно, стимулирует инвестиции, предусматривает для бизнеса финансовую и институциональную поддержку.
Все эти составляющие в Тульской области точно есть. Стратегия развития разбивается на программы с четким пониманием этапов реализации и всех необходимых мероприятий. Есть воля власти всех уровней в последовательном исполнении поставленных задач развития.
Проработано инвестиционное законодательство, позволяющее стимулировать привлечение частных средств. И есть компетентные люди, способные внятно и грамотно структурировать проект и донести его до потенциального инвестора. Это три важных составляющих, определяющих эффективность использования механизма ГЧП.

– Речь идет в том числе и о специалистах Корпорации развития Тульской области. Какие конкретные задачи вы решаете?
– Корпорация является специализированным институтом развития го­су­дарс­т­вен­но-част­ного партнерства и сопровождения проектов ГЧП. В нашу сферу ответственности входит инициирование, разработка и сопровождение проектов, в том числе оценка целесообразности, разработка организационно-правовой схемы реализации, подготовка необходимой документации. Поиск и привлечение инвесторов и содействие в организации методического сопровождения в области ГЧП для органов исполнительной власти и муниципальных образований. А также участие и организация семинаров, форумов и конференций по вопросам го­су­дарс­т­вен­но-част­ного партнерства.

– Какой эффект имеют подобные мероприятия?
– Мы активно взаимодействуем с коллегами в рамках рабочей группы ре­гио­наль­ных центров ГЧП – для тиражирования лучших ре­гио­наль­ных и муниципальных практик, в том числе и опыта Тульской области.
Меняется законодательство, совершенствуются инструменты привлечения внебюджетных средств для развития территорий. И присутствие в таком про­фес­сио­наль­ном сообществе – это способ поменять мышление, увидеть и понять ценность новых возможностей. Все это опыт, который необходимо нарабатывать и применять.
Для примера, первый форум ГЧП по Центральному федеральному округу состоялся в Туле в 2016 году. В рамках деловой программы на дискуссионных площадках эксперты говорили об инвестиционном потенциале и основных тенденциях.
Также была проведена образовательная программа с формированием команд из представителей органов исполнительной власти, муниципальных образований и Корпорации развития. Проекты этой программы вошли в инвестиционный портфель региона. Некоторые из них либо уже реализованы, либо находятся в активной стадии реализации.
На третьем форуме ЦФО, проходившем в Москве в декабре 2018 года, одним из обсуждаемых вопросов был дефицит качественно подготовленных и структурированных проектов, которые могут быть привлекательны для инвесторов и кредиторов. С целью сокращения такого дефицита путем финансирования «нулевой» стадии проектов создан Российский транспортный и инфраструктурный фонд – посевной инвестиционный фонд. Планируется, что на рынок будет выведено более 100 инфраструктурных проектов. Фокус инвестирования составляют проекты с объемом капитальных вложений от 10 до 100 миллиардов руб­лей.
Важно использовать весь потенциал для повышения бюджетной эффективности и привлечения частных инвестиций в сферы, которые традиционно финансировались за счет бюджета. А реализация данного потенциала – это новые дороги, мосты, лечебные учреждения и другие объекты промышленной и социальной инфраструктуры, от которых напрямую зависит качество жизни людей.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему