Экономика

10:17, 25 марта 2020

Не хуже, чем у новозеландцев

Единственная в России ферма по разведению благородного оленя мясного направления. Так говорят о хозяйстве, расположенном в Ясногорском районе. О нем широко заговорили в мае 2018-го, когда в рамках работы Петербургского международного экономического форума губернатор Тульской области Алексей Дюмин и генеральный директор ООО «БИЛАГРО» Александр Билибин подписали соглашение о сотрудничестве при реализации инвестпроекта «Строительство оленеводческого комплекса замкнутого типа». Глава региона тогда отметил, что проект, цель которого – создать 200 рабочих мест и вырастить 10 тысяч голов животных, реализуется в рамках импортозамещения. Объем инвестиций – до пятисот миллионов рублей. Что же изменилось за пару лет?

 

От Рязани до Алтая

Наша репортерская группа садится в квадроцикл _19A2848.JPGи перемещается вдоль фермы, обнесенной спецсеткой с фиксированным узлом – такую олени не порвут, она хорошо пружинит. Нужна она для защиты живности от собак, волков, рысей. Ну, конечно, и вооруженная охрана регулярно следит за угодьями. Разговор строится не только о настоящем, но и о будущем. Например – об экологическом и аграрном туризме, который набирает популярность не по дням, а по часам.

_MG_4000.JPG

– К нам постоянно сюда приезжают гости и интересуются: «А можно для нас экскурсию организовать?», – объясняет Александр Билибин. – Но с точки зрения законодательства есть нюанс: если земля сельхозназначения, то туризм будет считаться нецелевым использованием. В Европе фермер может у себя открыть парк или просто создать условия для того, чтобы люди могли приехать и покопаться в грядках. Как изменить ситуацию? Достаточно на местном уровне принять поправку к закону об обороте земель сельхозназначения, которая допускала бы как раз развитие экологического и аграрного туризма. И тогда сможем принять приезжих и показать нашу ферму.

_MG_4019.JPG

А посмотреть тут есть на что уже сейчас. Сегодня на ясногорских полях пасутся около 300 голов. _MG_4061.JPG

Первый завоз животных состоялся в 2018 году – тогда с Алтая скотовозом везли около шести дней порядка 30 животных. Путешествие перенесли они хорошо, хотя, конечно, для оленей любое перемещение это – стресс: их надо кормить-поить вовремя. Но ничего, обошлось – бывало в истории, что возили оленей с европейской части России на Дальний Восток, и путь занимал пару недель. Потом стадо пополнилось в 2019-м, причем часть животных доставили уже с соседней Рязанщины._MG_4094.JPG

Гигантская «чурчхела»

– Собирались много оленей привезти в этом году (1000 голов), но поставки сорвались по ряду причин, – продолжает собеседник. – На Алтае ввели карантин на вывоз животных, а во-вторых, помешала мягкая зима – по таким дорогам, как у нас на подъезде к ферме, невозможно ехать скотовозам – могут увязнуть. Нужно строить хорошую дорогу, хотя бы щебеночную. Летом же везти оленей – это и жарко, и стресс. Почему решил разводить оленей, а не, допустим, коров? Ну хотя бы потому, что корова потребляет только определенные травы, а вот олень в свое меню включает то, что не ест КРС. Сейчас у нас 3300 гектаров полей – под пастбища намерены задействовать порядка 1500 га, еще 1500 – под кормовую базу. Кстати, выращиваем свой овес, есть и кормовые травы. _19A2844.JPGСейчас получаем прибыль от продажи этих самых кормов. Трава скашивается, в состоянии определенной влажности упаковывается в рулоны – и там очень большая концентрация полезных веществ. Сенаж, упакованный в рулоны, похож на гигантскую чурчхелу. _19A2898.JPG_19A2896.JPG

А вообще идея проекта – замкнутый цикл: от выращивания кормовых трав до переработки мяса, упаковки и доставки. Сейчас идем по пути наращивания поголовья, намерены вырастить примерно 2000-3000 голов, и с этого момента можно начать производство мяса._MG_4067.JPG

Время больших строек

Александр Билибин говорит, что в рамках исполнения майских указов президента экспортно ориентированное сельхозпредприятие готово поставлять продукцию в Германию, Австрию. Как вы думаете, кто сейчас занимает лидирующую позицию в мире по производству оленины? Новая Зеландия! Там, помимо прочего, сильно развита кооперация. Если фермерское хозяйство выращивает оленей, то, как правило, свою бойню оно уже не строит – для этого есть другой бизнесмен. Итак, 70 процентов оленины, продаваемой на европейском рынке, – новозеландского производства. Логистику себе представляете? О том, что ясногорцы могут составить конкуренцию, речи не идет. Ведь общее поголовье оленей на новозеландских фермах – миллион голов! Но свою нишу там наши земляки вполне могут занять, предложив продукцию подешевле. Да и сроки доставки в нашу пользу._MG_3971.JPG

– Также нам интересны рынки Ближнего Востока (Иран, ОАЭ), где оленина считается халяльной пищей и где люди несколько устали от курицы, говядины, ягнятины, – говорит Александр Билибин_MG_3982.JPG. – Что касается России, то культура потребления оленины у нас пока развита недостаточна. Во-первых, отсутствует предложение на рынке. Другое дело Европа, где в магазине рядом с говядиной на полке запросто лежит оленина. Ее ценность еще и в том, что у нее практически отсутствует жир. Но массовым продуктом с низкой ценой она никогда не станет. Сейчас вырезка стоит в районе 5000 рублей за килограмм, а обычная оленина – от 1000. Естественно, будем максимально снижать себестоимость производства. Продукция в основном пойдет в рестораны. Спрос большой, потому что рестораторы пытаются разнообразить меню. Еще важный момент: надо уметь правильно готовить оленину! В противном случае может создаться искаженное преставление об этом мясе. Специфика в том, что средняя прожарка или долгое приготовление при низкой температуре – залог отличного вкуса. А если просто взять оленину, нанизать на шампуры и пожарить на мангале, может получиться сухая субстанция…

А еще ясногорцы готовы осваивать фармацевтический рынок. _19A2865.JPGОлень же дает и побочные продукты (дериваты): это, например, сухожилия, кровь, молоко, панты (неокостеневшие рога). Последние используют в качестве настоек, добавляют в ванные. Другое перспективное направление – развитие охотничьего туризма. В Великобритании есть фермы, где выращивают оленей, а когда самец по прошествии времени стареет, то его не забивают на мясо, а выпускают в охотничий вольер, объявляют аукцион. Цена вопроса причем достигает 15-20 тысяч фунтов – и стрелок получает в награду трофейные рога! _19A2832.JPGНо пока до охоты далеко. У ясногорских аграриев другие заботы.

– У нас время больших строек. _19A2908.JPGВ этом году ввели в эксплуатацию систему сортировки оленей (помещение, куда загоняется стадо, где можно провести вакцинацию, взвешивание), потом построим дополнительный телятник, зернохранилище, хранилище для сена. Сейчас – период больших инвестиций. А первые доходы от оленей начнут поступать года через два, – подвел итог Александр Билибин.

_MG_3968.JPG

Сергей МИТРОФАНОВ

Сергей КИРЕЕВ

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий