Экономика

00:00, 05 августа 2017

О чем говорят бизнесмены

Арсений АБУШОВ
Геннадий ПОЛЯКОВ,
Сергей КИРЕЕВ

Вот кому-кому, а администрациям муниципальных образований пора бы научиться дружить с людьми дела. Посыл читался между строк в докладе регионального бизнес-правозащитника Александра Головина на заседании координационного совета по развитию среднего и малого предпринимательства.

С начала этого года к омбудсмену поступило без малого три сотни обращений. И, как говорит Александр Юрьевич, преобладают жалобы на муниципальные власти. Впрочем, такой же характер претензий был и по итогам всего прошлого года.
– Чаще всего сетуют предприниматели на то, что не находят отклика в администрациях муниципальных образований. Проблема приобрела настолько массовый характер, что за последние полгода даже сложилась тенденция в бизнес-среде – подавать коллективные обращения. Претензии у ходатаев: «власти на местах с нами не общаются, в том числе игнорируют нас и местные депутаты», – возмущается уполномоченный, отмечая, что особенно странным выглядит депутатское безразличие. – Такое ощущение, что больше баллотироваться они не собираются.  Мне приходилось каждый раз приезжать из Тулы в МО только ради того, чтобы организовать встречу и наконец всех усадить за стол переговоров.
А чтобы предприниматели были в курсе того, что в районе для них делается и почему выносятся те или иные решения, необходимо наладить на местах работу координационных советов по развитию бизнеса, уверен Головин. Да и заседать в  них должны никак не представители МУПов, а сами люди дела, только обязательно из разных сфер: производства, торговли, услуг.
Напомним: на одном из последних оперативных совещаний губернатор Алексей Дюмин  инициативу бизнес-омбудсмена по реформированию координационных советов поддержал, отметив нужность таких структур.
Тем для обсуждения на этих советах Александр Головин готов предложить превеликое множество. Одна из них – муниципальный контроль, по итогам которого чаще всего предпринимателей привлекают к административной ответственности за нарушение правил благоустройства.
– Когда начинаем разбираться, оказывается, что не всегда даже есть возможность с этими правилами познакомиться. А ведь задача заключается не в том, чтобы оштрафовать коммерсанта, а в том, чтоб добиться чистоты, – акцентирует внимание глав администраций Александр Головин и призывает управленцев переходить на информационно-разъяснительный формат взаимодействия с бизнесом. – Мы в Туле напечатали брошюру, где изложили все то, за что коммерсантов могут оштрафовать. Разнесли буклеты по торговым объектам.  И число обращений к уполномоченному по этим вопросам уже в течение первого же месяца раз в пять снизилось.
Еще один пласт бизнес-проблем, возникающих не первый год, – неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиками своих обязательств по договорам и контрактам. Случаи бывают разные.
Например, муниципальное учреждение размещает заказ на ремонтные работы. Малое предприятие его выигрывает, а затем исполняет. Однако из-за проволочек бизнесмен не получает оплаты в течение полугода. В итоге он не может рассчитаться с сотрудниками и контрагентами, погасить кредиты и налоги, совершить другие обязательные платежи. Как следствие – совсем скоро к нему придут и трудовая, и налоговая службы, последуют также санкции контрагентов, судебные иски от банков…  
Другого рода пример: муниципальное или госучреждение заключает контракт. Предприниматель исполняет его, а заказчик реорганизуется, то есть фактически создается другое юридическое лицо, которое не может оплатить выполненные работы. Куда бизнесмену податься? Только в суд.  
– На сегодня юридически четко не определяется правопреемник, не закладываются финансовые средства на оплату выполненных контрактов для образованных по результатам проведенной реорганизации органов или учреждений. Отсутствие надлежащего правового и финансового обеспечения исполнения обязательств по оплате ранее заключенных контрактов должно выступать основанием, ограничивающим возможность принятия решения о реорганизации государственных органов, – говорит бизнес-омбудсмен и делает акцент на том, что тема финансовой дисциплины заказчиков в текущем году у правозащитников в приоритете.  
Есть и такая обобщенная проблема – расчеты с подрядчиками по итогам реализации «Народного бюджета». Муниципальное образование объявляет торги, выбирает исполнителя, а по окончании всего процесса работу принимает и оплачивает так называемую муниципальную составляющую, указанную в договоре. Деньги же из области, говоря сленгом, могут и зависнуть.
– Причина проста: орган исполнительной власти региона находит какие-то несоответствия в документации. Чаще всего это ошибки при заполнении. И бизнесмен в этом не виноват, – поясняет правозащитник.
– Может быть, стоит внести изменения в положение о приемке объектов по «Народному бюджету» и выходить муниципалам вместе с представителями областных структур, – немедленно реагирует сити-менеджер Алексина Павел Федоров.
Эту инициативу глава минэкономразвития области Григорий Лаврухин пообещал обсудить с профильными министерствами.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему