Экономика

15:17, 08 февраля 2019

Производительность труда: скрытые резервы

Арсений АБУШОВ
Сергей КИРЕЕВ

Бизнес буквально топчет огромные деньги – свои, при этом не замечая убытков! Это далеко не единственный громкий посыл, разрывающий шаблоны в сознании крупных частных компаний, который прозвучал на семинаре по реализации нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости».
Стереотипы в умах топ-ме­нед­жеров компаний Тульской области ломали замглавы Мин­экономразвития РФ Петр Засельский и гендиректор «Федерального центра компетенций в сфере производительности труда» Николай Соломон.

Три кита нацпроекта
Питает источник невостребованных финансов, о которых вели речь столичные гости, неэффективное управление. Доказать это как раз и берется Федеральный центр компетенций (ФЦК). Задача этой структуры – на практике продемонстрировать, что цель, поставленная президентом страны Владимиром Путиным, – обеспечить к 2024 году рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5 процентов ежегодно – выполнима. Впрочем, возможен и куда более существенный скачок.
– Резерв очень велик и у экономики страны в целом, и у предприятий в частности. Чтобы достичь всего намеченного, в минувшем году был запущен нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости». В его составе три федеральные программы, одна из которых призвана оказать системную поддержку предприятиям-участникам. В числе мер – и финансовое стимулирование, пре­дусматривающее выделение займов на льготных условиях – под 1 процент годовых, и обучение управленцев самым современным методам менеджмента, – пояснил Засельский.
Замминистра, предупреждая кривотолки, тут же заявил: пусть не обольщаются те, кто считает, что в искусстве управлять все давно вдоль и поперек изучено и ничего нового нет:
– На самом деле система управления эволюционировала примерно как мобильные телефоны: от кнопочного формата до смартфона. Так что нужно не отказываться, а пробовать все самим, своими руками, – приободрил аудиторию Засельский.
Две другие составляющие государственного проекта – это адресная поддержка и решение вопросов занятости. Что касается первой, то по сути это, как заметил Засельский, «те руки, которые на предприятии помогают выстроить процессы правильно». По его словам, есть компании, которые за год-полтора повысили производительность на 30 процентов. И тут туляки – пример для подражания всей стране. Еще в сентябре 2017 года наша область стала пилотным регионом-участником программы «Производительность труда и поддержка занятости», а затем и одним из лидеров одноименного нацпроекта. За это время, например, компания «Аэрозоль Новомосковск» благодаря участию в новом формате упростила переналадку конвейерной линии, сократив время на этот процесс почти в пять раз. А на «Туламашзаводе» переформатировали сборку дизельного двигателя так, что теперь одно изделие производят за 68 минут вместо прежних 90. «Полипласт Новомосковск» разработал адресную схему размещения сырья, что позволило в конечном итоге в два раза снизить время протекания технологического процесса и простоя автоцистерн под готовую продукцию. На «Полеме» же сократили объемы незавершенного производства на 44 процента.
– Тульская область стала центром передачи опыта для других регионов. Областную программу производительности труда приняли за образец более чем в 20 субъектах России. Ре­гио­наль­ный центр компетенций – первый в стране был открыт именно у нас в 2017 году – регулярно консультирует создаваемые в других субъектах страны аналогичные структуры, – сделал ремарку министр промышленности и ТЭК Тульской области Дмитрий Ломовцев.

Соломоновы решения
Поддержка занятости – как федеральный проект в составе на­цио­наль­ного – предмет отдельного разговора, уверяют эксперты.
– Мы понимаем, что и увеличение производительности труда, и внедрение новых технологий неизбежно требуют пере­обучения персонала. Речь идет не об увольнении и сокращении людей, а именно о получении работниками новых компетенций, квалификаций, – расставил акценты гендиректор ФЦК Николай Соломон.
Он уверяет: работа найдется всем – главное, правильно подойти к делу. По его словам, те, кто намеревался расширять производство: закупать станки и открывать новые площади – после консультаций экспертов ФЦК кардинально меняли свою политику.
– В производствах есть немало скрытых резервов. Потому мы занимаемся тем, что повышаем загрузку и персонала, и оборудования. Правильно организовав процессы, мы показываем руководителям компаний на практике, что они прежде использовали мощности своего производства лишь на 50–60 процентов. С нашей помощью загрузка может достигать уже 85 процентов. И тогда директора пересматривают свои инвестпроекты, поскольку теперь вопрос ставится не о закупке нового оборудования, а о том, как максимально загрузить высвободившееся, – пояснил ключевую особенность работы ФЦК его руководитель, заметив, что никакой магии тут нет, а есть умение находить потери.

Ударить по рукам,
или Государство
как бизнес-партнер
Это далеко не все плюсы, которые ожидают компании, включившиеся в программу, негласно прозванную экспертами проектом по изменению производственной культуры. Ведь формат предполагает, что на предприятии в обязательном порядке начнут прислушиваться к мнению своих сотрудников и ни одно ра­цио­наль­ное предложение не останется без внимания.
– Как следствие, люди начинают ходить на работу с удовольствием. А дальше включается механизм непрерывных улучшений, – с азартом пояснил Николай Соломон.
Примечательно и то, что частным компаниям предлагают решение проблем за государственный счет, лишь бы у тех были амбиции расти и развиваться. Вопрос-то не только в том, чтобы повысить производительность труда, но и качество продукции, при этом снизив себестоимость товара. Ведь прибыль, доходность, конкурентность – слагаемые, игнорировать которые предприниматели не могут. Взамен же между сторонами заключается соглашение: бизнес берет на себя обязательства по росту и темпу роста производительности труда. Ну а в договоренностях джентльменского характера – согласие делиться полученными знаниями и опытом с другими предприятиями без утайки и тоже безвозмездно. Это тем более легко будет делать, что на каждом предприятии после его участия в проекте останется свой тренер – сотрудник компании, которого обучат эксперты центра компетенций.
– Чем раньше начать, тем быстрее будет эффект от этой работы, – агитировали туляков включаться в проект высокие гости, замечая, что понятие «эффект» подразумевает три составляющие: качество, новые рынки и прибыль – схема, понятная каждому гендиректору.
Кто не верит, пусть проверит, благо успешных примеров предостаточно.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий