Экономика

00:00, 14 апреля 2018

Торговля на селе не бизнес, а товароснабжение

Зинаида КАШТАНОВА

– Валентин Васильевич, в потребительской кооперации ежегодно проходит обширная кампания с отчетами о работе за прошедший год. Вы уже подвели итоги?
– Потребительская кооперация – это общественная организация, состоящая прежде всего из членов кооперативов или, проще говоря, пайщиков, которые объединены в разрезе магазинов по участкам. У нас проводились участковые отчетные собрания, а потом уполномоченные этих участков слушали и утверждали отчет о работе организации за истекший год. Наша система законом признана некоммерческой организацией и ориентирована не на узкокорыстные интересы, а на интересы определенной части населения отдельной территории, как правило, в границах района. А во главу угла потребкооперация по закону ставит не получение прибыли, как большинство субъектов нашей экономики, а прежде всего улучшение обслуживания пайщиков и населения. Только с тех пор как в область хлынули сетевые магазины крупного торгового бизнеса, нашей основной задачей стало улучшить обслуживание пайщиков и сельских жителей, потому что кооперация нужна людям, как самая гуманная и социально ориентированная участница рынка.

Автолавка доехала!
– Тут вы, пожалуй, преувеличиваете: кто же без прибыли будет работать в рыночной экономике?
– Ничуть не преувеличиваю. И в райпо, и в области немало кооперативных торговых объектов на селе, которые работают с убытком, но мы их не закрываем, пока они нужны людям. Те же автолавки, обслуживающие малочисленные населенные пункты с общей численностью жителей около 500 человек. В нашем районе их 22. Они привозят дневную выручку в зимнее время 5–6 тысяч руб­лей, а летом около 12–15 тысяч. При этом тратят бензин, бьют машину по бездорожью. Платим зарплату минимум по 13,5 тысячи руб­лей водителю и продавцу со всеми отчислениями. Разве они могут давать прибыль? Таким образом, с приходом крупного торгового бизнеса наша торговля стала убыточной. В Заокском в радиусе 300 метров действуют 6 продовольственных сетевых магазинов и 2 кооперативных, которые еще как-то выживают. Частные продмаги из этого радиуса ушли.
– Но Закон Российской Федерации «О торговле» защищает малый и средний бизнес.
– Да, но в нем сформулировано, что сетевая компания не может занимать более 25 процентов оборота в муниципальном образовании. А если их 4, то сколько может быть процентов? Что и происходит в реальности.

Когда и свечка не поможет
– Какие новшества предстоит внедрить вашей организации в ближайшее время?
– На первом плане – переход на онлайн-кассы и систему «Меркурий» в работе с животноводческой продукцией. И в том и в другом случае будут существенные проблемы из-за недостатка компьютерно грамотных кадров на селе, но над этим мы работаем и продавцов старшего возраста обучаем. А вот техническое и программное обслуживание оборудования никуда не годится. Специалисты есть в соседнем Алексине, ближе – нет. Загруженность у них очень высокая. Реакция на наши неполадки такая, что если их можно устранить в онлайн-режиме, займет несколько часов, а если с выездом на место, то в лучшем случае на следующий день. Значит, после 1 июля с переходом на онлайн-кассы магазины порой будут закрываться. А представьте себе, каково бабушке, пришедшей из соседней деревни или с конца этой же деревни в магазин купить самое необходимое, а он закрыт по техническим причинам! Без онлайн-кассы торговать магазин не имеет права и не сможет, даже если продавец захочет помочь покупателю: надо сканером считывать штрихкод, чтобы на чеке напечатать наименование товара, цену и количество. А магазин в деревне один. Да и там, где два магазина, в случае отключения электричества будет проблема. У нас предостаточно сел, где кратко­временно отключают, а то и с утра до вечера его нет по техническим причинам. Так, только в феврале и марте этого года была масса отключений, и если бы мы работали через онлайн-кассы, простоев было бы много и покупатели бы не обслуживались. Так что в малых селах торговля не бизнес, а просто товароснабжение живущих там людей.
Много хорошего делало и делает руководство области, чтобы не оставлять людей в беде. Горячую линию открыло и на многие проблемы в социальной сфере, как никогда, чутко реагирует, но когда люди в деревнях не смогут иногда приобрести даже хлеб (по техническим причинам), это тоже беда или как? Сейчас, когда нет электричества, в сельском магазине хоть со свечкой, но продается товар, а тогда свечка не поможет. Хотя варианты этого решения есть, и в большинстве регионов их нашли.

Консервы плюс ветеринарное свидетельство
– А чем система «Меркурий» плоха?
– Она неплоха, но ее разработчики явно перестарались, планируя конечный этап движения товара. Вот получило райпо на склад, скажем, 6 килограммов одного вида пресервов – 30 банок. Много не берем, чтобы товар был свежим, магазины – по 1–2 банке. По системе «Меркурий» райпо имеет ветеринарное свидетельство. А чтобы отправить эту банку в магазин, мы должны просить ветслужбу или принять в штат обу­ченного ветеринарного специалиста с высшим образованием и сформировать на каждую партию пресервов в системе «Меркурий» 19 ветеринарных свидетельств для 19 магазинов.
И так по всему огромному ассортименту животноводческой и рыбной продукции – и отправлять в онлайн-режиме их в магазины. А завтра продавец продаст баночку, опять закажет одну – и опять нужно формировать ветеринарное свидетельство, платить за нее деньги, и баночка вместо 50 руб­лей будет стоить 60, 70, а то и 80 руб­лей. На микрообъемах, в рамках одного юрлица, можно же оставить, как сейчас, бумажную копию ветеринарного свидетельства и накладную, заверенные в ветслужбе. Более того, когда повезем в магазин, в дороге могут остановить для проверки документов, и водителю нужно будет иметь планшет или смартфон и показывать в Интернете в системе «Меркурий» виртуальное ветеринарное свидетельство на эту баночку пресервов и другие продукты животноводства и рыбоводства. А если Интернета не будет? Ведь если эта продукция поступила к юрлицу с необходимыми документами и он выпишет и отпустит по накладной в свое подразделение с приложением копии ветсвидетельства на всю партию, то это движение всегда можно проследить по документам. Зачем так загромождать товародвижение? Все равно за движение товара в магазинах отвечает юрлицо или можно установить, с каких объемов формируется ветсвидетельство для своих объектов и не на каждую банку или селедку.
– Валентин Васильевич, вы все о проблемах, а есть ли что-то позитивное в вашем деле?
– Положительное в нашей работе и организации, конечно, есть, но больше волнует то, что мешает нормальной работе. Скажем, закрытие на реконструкцию Заокского отделениия Сбербанка, а в поселке, кроме него, только какой-то непонятный банк, который не в состоянии обеспечить наши клиентские потребности, в котором мы год назад пытались открыть счет и не смогли, хотя они очень долго изучали наши учредительные документы. Беспокоит и нехватка кадров, да и законодательство не стимулирует высокопроизводительную работу. А в общем, мы трудимся и надеемся успешно поработать в весенне-летнем сезоне, чтобы последующий – осенне-зимний – не испортил наши экономические показатели.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему