Экономика

17:32, 09 июля 2019

Всегда Новый завод

Сергей МИТРОФАНОВ
Сергей КИРЕЕВ. Больше фото на сайте

Тульскому машиностроительному заводу 8 июля исполнилось 80 лет. Напомним, в 1939 году был подписан приказ о создании самостоятельного предприятия машиностроительного профиля – Тульского станкостроительного завода. Но если копнуть в историю чуть глубже, то выяснится: на территории, принадлежащей сегодня акционерной компании, еще в 1879 году был организован Байцуровский чугунолитейный завод. А в 1912-м предприятие вошло в состав Императорского Тульского оружейного завода. И долгое время туляки именовали его Новый завод. Да и сейчас, кстати, продолжают. Сюда устраивались люди разных поколений. Кто-то выбирал машзавод после окончания школы или службы в армии и становился первым в семье, решившимся связать судьбу с машиностроением. Другие, продолжая славные мастеровые традиции, шли сюда по стопам родителей, братьев, бабушек, прадедов… В оружейной столице чествовать тех, кто на благо Отечества и родного города трудился или продолжает работать на этом крупном предприятии, начали у проходных. И место это было выбрано вовсе не случайно.

Трое у проходных
В знак уважения ко всем заводчанам здесь открыли скульптурную группу, автором которой является наш земляк член Союза художников России скульптор Юрий Уваркин. Право открыть ее было предоставлено генеральному директору АК «Туламашзавод» Евгению Дронову, председателю совета ветеранов Александру Прихожему, исполнительному директору ПО «Тульский машиностроительный завод» Владимиру Самочкину, председателю совета молодых специалистов Дарье Евдокимовой, председателю первичной профсоюзной организации «Туламашзавод» Игорю Боярникову и инженеру по подготовке производства, председателю цехового комитета Ольге Кананович.
Генеральный директор АК «Туламашзавод» Евгений Дронов объяснил собравшимся, почему выбрали именно эти фигуры.
– Мы попытались охватить все поколения, которые за 80-летнюю историю завода шли через эти проходные, а это, поверьте, сотни тысяч человек! Славу предприятию принесли именно эти люди. Низкий им поклон и слова благодарности за труд на производстве, ставшем для многих вторым домом, – произнес Евгений Анатольевич. – Вот на лавочке сидит пожилой мужчина. Он явно уже на пенсии, но продолжает работать. Присел отдохнуть после тяжелой смены и ждет своих друзей, чтобы куда-нибудь сходить. Сегодня на заводе работает от 15 до 20 процентов машиностроителей, которые давно уже ушли на заслуженный отдых. Чуть дальше – молодой человек с цветами, он ждет свою девушку, которая должна выйти из проходных. Где-то пять процентов от численности предприятия находили свою судьбу за стенами этой проходной, объединялись в семьи – так появлялись династии. А вот скульптура девушки – она прогуляла всю ночь, теперь опаздывает на работу, спешит, поэтому движения ее стремительные, порывистые. Кстати, от 15 до 20 процентов сегодняшнего коллектива – это ребята и девчата в возрасте от 20 до 30 лет.

Второй дом
Вот и Игорь Максимов пришел сюда молодым человеком, сразу после окончания Тульского политехнического института. Было это в 1991 году – напомним, тогда еще существовала система распределения выпускников. Защитил диплом – и сразу иди работать, куда направит Родина. А она направила парня, отучившегося на машфаке по специальности «автоматические установки», на машзавод в цех № 21. А вообще Максимов бывал там еще во время прохождения практики, так что кое-что о предприятии знал. Говорит, времена на дворе стояли, с одной стороны, интересные, а с другой – сложные в социально-экономическом плане. Как бы то ни было – хотелось трудиться, приносить пользу. Запомнился Игорю Евгеньевичу и начальник цеха, в котором, кстати, наш собеседник проработал полтора десятка лет – это Владислав Михайлович Поздняков.
– В коллективе хватало и молодых сотрудников, и зрелых, которые стали для меня и других ребят наставниками – впрочем, и сейчас прослеживается этот баланс трудовых сил. Кто-то же должен учить и передавать последующим поколениям машиностроителей накопленные знания и умения, а кто-то должен учиться и перенимать ценнейший опыт, – рассказывает Игорь Максимов, ныне заместитель директора по технике АО «ИТО-Туламаш». – Трудился в цехе производства штампов и пресс-форм: так называют сложные устройства для получения изделий различной конфигурации из металлов, пластмасс, резины и других материалов под действием давления, создаваемого на литьевых машинах. Продукция, изготовленная мною и моими коллегами, обеспечивала нужды и родного завода, и других предприятий Тулы. Дослужился я в итоге до заместителя начальника производства, а затем перешел работать в дирекцию. Знаете, завод лично для меня стал судьбой, вторым домом, я с ним сроднился, за время работы женился, завел детей. Предприятие дает работу, уверенность в будущем, возможность нормально жить. Не жалею, что остался здесь. Отмечу, что последние лет пять у нас наблюдается приток молодых кадров. Предприятие участвует в программе импортозамещения. В ней задействовано много молодежи, за счет которой произошло обновление производственного коллектива. Ребята в основном трудятся в технологическом и плановом бюро, на станках с ЧПУ.

Достояние региона
Владимир Копанов – так же, как и его коллега Игорь Максимов – попал на завод после окончания «политеха». И с той поры трудится здесь технологом вот уже 45-й год! Говорит, основная заводская традиция заключается в том, что каждому рабочему дают понять: любой машиностроитель – важная часть коллектива. Где бы ни находился заводчанин на протяжении всей истории предприятия – у станка ли, в колхозе на уборке урожая во времена существования СССР или же на каких-нибудь спортивных состязаниях, – главное – чувство товарищеского локтя, взаимовыручка, сплоченность. Поэтому коллектив здесь издавна считается дружным. А еще рабочие осознают, что выпускают нужную государству продукцию: будь то дробильно-сортировочное оборудование, перфораторы или 30-миллиметровая корабельная двухавтоматная артиллерийская установка «Дуэт».
– По вузовскому распределению я должен был попасть в другое место, но, как говорится, шерше ля фам – женился в Туле и в итоге так получилось, что устроился на машзавод, – признается Владимир Афанасьевич. – Занимался оборонными изделиями. В частности, приложил руку к выпуску шестиствольных морских пушек, боевого модуля «Бахча», зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь». Радуют и зарплаты, и дальнейшие перспективы по выпуску различных изделий: и оборудование новое появляется, и технологии постоянно совершенствуются. Поэтому и у молодежи завод последние годы пользуется популярностью. Так что смена растет хорошая.
К словам Владимира Копанова готова присоединиться и Елена Глебова, посвятившая машзаводу два десятка лет. Она окончила машиностроительный техникум. Сейчас трудится инженером по подготовке производства. Ее вклад в развитие промышленности был отмечен благодарственным письмом ре­гио­наль­ного парламента.
– Почему я выбрала именно «Туламашзавод»? Просто здесь работала табельщиком моя мама, поэтому было с кого брать пример, – улыбается Елена Анатольевна. – Если сегодня перед выпускниками школ или вузов стоит вопрос трудоустройства, то я бы однозначно посоветовала им идти на машзавод. Среди его плюсов – стабильность.
– Мы гордимся коллективом «Туламашзавода», вписавшим в историю нашего края и России в целом очень много победных фактов, – обратился к машиностроителям председатель областной Думы ­Сергей Харитонов. – Я уверен: у этого предприятия, которое мы считаем достоянием региона, – великое будущее.

Продолжатели славных традиций
«Туламашзавод» занимает ведущие позиции среди ключевых центров оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, – говорилось в послании, направленном заводчанам полномочным представителем Президента РФ в Центральном федеральном округе Игорем Щеголевым. – Широкий спектр производств, развитая технологическая база, высокопро­фес­сио­наль­ные инженерные и рабочие кадры обеспечивают востребованность и конкурентоспособность выпускаемой продукции».
Заводчан и ветеранов производства с юбилеем поздравил губернатор Тульской области Алексей Дюмин. Он подчеркнул: «Туламашзавод» знаменит на весь мир как один из ведущих производителей военной и гражданской продукции. Инновационные решения и высокое качество изделий – вот визитная карточка предприятия, прошедшего славный путь и преодолевшего немало трудностей.
– У истоков «Туламашзавода» стояли прекрасные инженеры и конструкторы, талантливые руководители. Это первый директор завода Борис Михайлович Пастухов, организовавший выпуск пулеметов, минометов, авиационных пушек для советской армии и тем самым внесший значимый вклад в Победу в Великой Отечественной войне. Не менее важно отметить заслуги таких выдающихся организаторов оружейного производства, как Василий Владимирович Кудрявцев, Василий Иванович Улыбин, Вадим ­Сергеевич Усов. Завод вырастил много замечательных мастеров оружейного дела. Их заслуги перед страной отмечены государственными наградами и премиями, званиями «Герой Социалистического Труда» и «Заслуженный машиностроитель», – сказал Алексей Геннадьевич. – Сегодня именно вы продолжаете славные традиции оружейников. Хочу поблагодарить нынешнего руководителя предприятия Евгения Дронова за эффективную организацию работы и большой вклад в социально-экономическое развитие нашей области. Сегодня, как и всегда, на предприятии активно внедряются новейшие технологии, многое делается для укрепления обороноспособности России. Вы на деле доказываете, что готовы браться за задачи любой сложности и с честью их выполнять.
Без мощного производственного потенциала «Туламашзавода» не был бы создан и поставлен на вооружение Российской армии один из главных брендов тульской оборонки – высокоточный комплекс «Панцирь», добавил глава региона. Вместе с тем предприятие – одно из немногих в стране, которое достигло по-настоящему высоких результатов в производстве гражданской продукции. Ее доля сегодня составляет уже 35 процентов.

От контейнеров до «Муравья»
Эту самую продукцию можно было увидеть на выставке, открывшейся на территории предприятия. Однозначно изделия вызовут у потребителей интерес. Чего, например, стоят универсальные контейнеры: хранить и перевозить в них те или иные вещи приходится и рядовым гражданам, и различным фирмам. Найдут применение в быту и корпуса газовых колонок. А многие уже встречают на улицах блестящие металлические цистерны для аппаратов по розливу воды – это тоже новинка машиностроителей. А еще наши земляки выпускают мобильные пожарные установки емкостью две тысячи литров и производительностью пятнадцать лошадиных сил.
– Они используются в качестве привлеченного мобильного агрегата для самозащиты населения от пожаров и оснащения добровольных пожарных дружин при тушении возгораний травы, лесных пожаров, а также подачи первого ствола для локализации и тушения пожаров в сельских населенных пунктах до прибытия подразделений ГПС (Государственной противопожарной службы), – объясняли специалисты предприятия. – Изготавливаем мы и асфальтоукладчики, которые можно задействовать при строительстве и ремонте не только автомобильных дорог всех категорий, городских улиц, производственных территорий, но и даже аэродромов. Весит такая техника чуть более трех тонн. Ширина укладывания асфальтобетонных смесей – 1400 миллиметров. А еще выпускаем вибрационный асфальтовый каток. Он применяется для выполнения работ по уплотнению покрытия на территориях, где требуется повышенная маневренность. Например, при строительстве тротуаров, велосипедных дорожек, парковок.
Гвоздем же выставки стали «Муравьи». Помните, как много их раньше сновало по улицам? Одни везли в кузове материалы для строительства гаража или дома, другие – урожай с дачи. Теперь это – внутризаводское транспортное средство, больше напоминающее грузовичок. «Муравей», способный развить скорость до 20 километров в час, может везти груз массой тысяча килограммов. Конечно, машиностроители мечтают о том, чтобы тульские «Муравьи» колесили не только по территории предприятий, организаций и промзон, но и вышли за их пределы. Такое транспортное средство может пригодиться и предпринимателям, и силовикам – неслучайно на борт некоторых выставочных образцов была нанесена надпись «Полиция».
Впрочем, в экспозицию вошло не все то, что выпускают машиностроители. «За кадром», например, остались быстровозводимые пожарные депо, малогабаритные универсальные дизели, противовыбросовое оборудование для нефтяных и газовых скважин и многие другие изделия.
– Завод – это живой организм, где каждый человек – винтик в механизме под названием бесперебойная работа предприятия. И эта работа приносит машиностроителю заслуженную славу, помогает осваивать новые изделия и в итоге развиваться, – убежден Евгений Дронов. – Хочу поклониться коллективу и сказать: большое спасибо и так держать! Мы не подведем!
– «Туламашзавод» – пример для других предприятий, которые стремятся увеличить долю гражданской продукции. Уверен, что впереди у вас – новые победы и идеи, опережающие время, – считает Алексей Дюмин.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий