Экономика

10:21, 24 августа 2018

Заводские уроки: мастер, научи

Арсений АБУШОВ
Сергей КИРЕЕВ

Знания, накапливаемые десятилетиями, а вместе с ними и про­фес­сио­наль­ный опыт – ценность исключительно индивидуальная – багаж, который никуда не деть, а потому он всегда с тобой. Ноша эта, может, и не тяжела, но куда как радостнее ее разделить с теми, кто еще не так искусен в мастерстве, зато молод и силен, а потому охотно подхватит груз такого рода, чтобы на законных основаниях им же и пользоваться долгие годы.

Словом и делом
Настоящая философская теория «О наставничестве» – результат рассуждений профессионалов КБП. Один из них – Николай Аленичев – токарь 6-го разряда. Из своих 60 с лишним лет в КБ приборостроения он трудится 21 год, и все это время берет в подмастерье молодую поросль.
– Полгода ребята в учениках ходят. Бывает, кто-то после колледжа на практику поступает, я их стажирую, а после окончания обучения уже трудоустраиваются к нам. Тогда вновь ко мне на практику могут попасть. Есть у нас люди, которые за теорию отвечают: систему допусков и посадок прояснят, расскажут про чистоту обработки металла, да много всего. А я показываю, как инструмент заточить, как к той или иной детали лучше приноровиться, как быстро и качественно выполнить задание, как лучше измерения проводить, а то ведь парни иной раз не знают, как микрометром пользоваться. Вот я им потихоньку все показываю, – с большой охотой говорит Николай Александрович и с гордостью добавляет, что два его ученика из последнего набора постоянно занимают призовые места на конкурсах молодых рабочих.
Соревнования среди сотрудников предприятия – давняя традиция КБП. Победители – токарных дел мастера – в качестве награды получают повышение разряда. Впрочем, такого же результата можно добиться, и успешно пройдя испытания после обучения у ментора.
– Осенью и весной у нас собирается комиссия. Экзамен состоит из двух этапов. Сначала испытуемому дают чертеж детали. Тот из заготовки создает изделие, а после ОТК проверяет качество исполнения работы, чтобы никаких отклонений от заданных параметров не было. Затем стажер сдает теорию. На экзаменах, как правило, бывают и главный инженер предприятия, и специалисты ОТК. Они-то и решают, повышать ли по итогам испытаний разряд рабочему или нет. У меня не было таких, кому бы отказали, – замечает Николай Аленичев.
Опыт, сын ошибок трудных
К слову, многие из его воспитанников уже и сами имеют максимальный разряд. Среди них и 24-летний выпускник машиностроительного колледжа имени Никиты Демидова Олег Милованов. Молодой человек сначала в процессе обучения прошел стажировку на КБП, а после, устроившись туда же на работу, вновь оказался под опекой Аленичева.
– Я, сразу как пришел на предприятие, решил попробовать свои силы в конкурсе «Лучший по профессии». Но тогда у меня ничего не получилось. В общем поторопился я, переоценил свои силы. Понял это и стал больше вопросов Николаю Александровичу задавать, внимательно слушал все, о чем он говорил. Опыт перенимал. И уже через год на этом же состязании я занял первое место среди участников до 25 лет, – вспоминает Олег Милованов и тут же замечает, что формат наставничества просто необходим. – Одно дело – теория. А тут лицом к лицу сталкиваешься с профессией. Тогда-то и понимаешь, что колледж дает процентов 20 необходимых знаний и умений, а оставшиеся 80 получаешь уже на заводе.
Согласен с токарем Миловановым и его коллега Евгений Соколов. У него также высший про­фес­сио­наль­ный разряд, и он тоже  воспитанник Аленичева.
– Я сразу после школы попросился сюда учеником. Меня взяли, а в педагоги определили Николая Александровича. С таким наставником и в училище ходить не нужно: все расскажет, покажет, все тонкости пояснит. Вот здесь много ребят, моих сверстников, которые учились в колледже, в то время как я уже работал на предприятии. У меня стаж 8 лет, а еще я – призер многих конкурсов профмастерства, проводимых на КБП, – говорит Евгений.

Я – тебе, ты – мне
Примечательно, что токарь Соколов, работая в КБ, параллельно получил диплом о высшем образовании по специальности «таможенное дело». Говорит, учиться было интересно. Но с уже ставшего родным предприятия уходить не хочет. Творческую составляющую видит и в том, чем сегодня занимается.
– Работа моя интересная, не рутинная. Постоянно разные задачи перед нами ставятся, каждый день что-то новое создаем. Ведь у нас не серийное производство, а экспериментальное. Мы разрабатываем вооружение, то есть выступаем первооткрывателями, – с воодушевлением поясняет парень.
Так что профиль деятельности он менять не намерен. А вот в перспективе 27-летний Евгений Соколов совсем не прочь и сам стать наставником. Правда, пока ему рано: брать на практику стажеров на предприятии позволительно с 30 лет.
– Вот еще мастерства наберусь и начну сам передавать опыт. Это действительно интересно. Гордиться буду тем, что я – наставник, – делится планами на будущее молодой токарь.
Рядом, улыбаясь, кивает головой Николай Аленичев:
– Все правильно Евгений говорит. Наставничество не только новичкам необходимо, но и нам, мастерам дела. Помимо того что нужность свою чувствуешь, ведь с пацанами еще и сам молодеешь. Я их мастерству учу, а они мне дарят заряд энергии. С ними я, как они сейчас говорят, на одной волне. С молодежью работая, поневоле начнешь и их самих понимать, да и свое мировоззрение под их влиянием меняется, – рассуждает наставник.
А кроме того, за подмастерьев еще и доплачивают. По словам Аленичева, порядка 2,5 тысячи руб­лей в месяц за ученика. Правда, больше одного стажера и не возьмешь, а иначе свою работу выполнять будет некогда. Но, как говорит Николай Александрович, теоретически, если когда-нибудь ему предложат отказаться от работы за станком ради того, чтобы заниматься уже с целой группой учеников, он был бы не против. И пусть такой формат более сложный, но ведь расслабляться никак нельзя, считает он, иначе и жизнь остановится. Потому никогда не отказывается от стажеров. И на вопрос «Возьмешь ребят на обучение?» – неизменно отвечает: «С удовольствием!»
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему