Экономика

13:12, 26 февраля 2019

«Звоночек» для бизнеса

 Ирина МЕЛЬХАНОВА

Начиная то или иное дело, вкладываясь финансово и морально, любой предприниматель просчитывает возможные риски для бизнеса. Удивительно, но один из важнейших факторов, несущих опасность потенциального краха предприятия, не учитывается при этом большинством представителей малого и среднего предпринимательства региона.

Имя этому фактору риска – правовая безграмотность начинающего бизнесмена.
Вопреки устоявшемуся мнению, незнание норм и требований многочисленных ГОСТов, СНИПов, других положений действующего законодательства ведет для бизнеса не только к предупреждениям или штрафам. Нередко результатом первой же проверки надзорных органов становится судебный запрет на осуществление деятельности. Предприятию просто приходит конец.
– Зачастую бизнес, особенно микробизнес, вовсе не имеет представления о том, что нужно сделать уже на начальной стадии деятельности, – рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тульской области Александр Головин. – Не так давно мы рассматривали обращение предпринимателя, чья бизнес-идея – точка быстрого питания неподалеку от нескольких крупных учебных заведений – на первый взгляд, обещала прибыль. Человек арендовал помещение, отремонтировал, начал оказывать услуги. И тут начались обращения жителей в контролирующие органы, потому что точка общепита разместилась в нижнем этаже многоквартирного дома, а жильцов специфические запахи пищи и дополнительный шум не устраивали. Управление Роспотребнадзора провело проверку, установившую, что индивидуальной вытяжки в помещении нет. Дополнительной канализации, изолированной от общедомовой системы, не проведено. Отдельных сан­узлов для посетителей и для персонала не наблюдается… В итоге – судебный запрет на ведение данной деятельности в указанном месте. К нам предприниматель пришел со словами: «Я-то и не подозревал…»
Чтобы учиться
не на ошибках
Примеров краха качественной бизнес-идеи по причине правовой неграмотности предпринимателя немало. Поэтому так важны упредительные мероприятия по разъяснению действующего законодательства применительно к тем или иным сферам бизнеса. Уже на старте предприниматель должен иметь четкое понимание того, что именно ему необходимо будет сделать согласно требованиям закона. Только тогда он сможет грамотно рассчитать уровень предстоящих затрат и оценить, существует ли вообще возможность ведения конкретного вида деятельности в этих условиях.
Например, создается автосервис, при этом сам владелец будущего бизнеса не интересуется и никто ему не объясняет, что вокруг должна быть обеспечена санитарная зона шириной в несколько десятков метров до жилых домов. Результат: задымление, шум, нарушение придомовой территории… и запрет на ведение деятельности. Вряд ли индивидуальный предприниматель сможет оправиться после таких убытков.
Или другой пример: молодая девушка реализует свой первый бизнес-проект – продуктовый магазинчик. Едет на оптовый склад, закупает желаемую продукцию, открывает торговлю и тут же попадает под проверку. Выясняется: состав ряда продуктов, которые она закупила, не соответствует заявленному – у масла недостаточная жирность, в сметане консерванты. А отвечает за все это перед потребителем и надзорными органами уже отнюдь не оптовка, а торговая точка, производящая реализацию…
Согласно анализу обращений, поступивших к уполномоченному по защите прав предпринимателей в регионе, более 70 процентов субъектов малого бизнеса впервые совершают нарушения, просто не зная о существовании тех или иных требований. Теперь, после внесения изменений в законодательство, за нарушение, допущенное впервые, во многих случаях вместо назначения штрафа выносится предупреждение. А еще совсем недавно за каждый «урок» предпринимателю приходилось более чем ощутимо платить. Штраф в несколько десятков тысяч рублей для микробизнеса – настоящая катастрофа, если не крах.
Сегодня урок практически на любую тему, связанную с правовым просвещением бизнеса, можно получить бесплатно и в удобное для себя время в рамках «Школы предпринимателя», организованной Управлением Роспотребнадзора по Тульской области.
– Этот проект я рекомендую не только самим предпринимателям – с целью детального изучения и применения на практике, но и другим курирующим структурам региона – для внедрения с учетом специфики работы контрольно-надзорных органов в различных сферах, – отметил Александр Головин. – Профилактика, правовое просвещение, информирование о механизмах исполнения тех или иных требований на ранних стадиях – значимый момент содействия бизнесу в осуществлении деятельности. А Роспотребнадзор – одна из важнейших структур, курирующих соблюдение норм ведения бизнеса. Отдельную ценность представляет формат изложения уроков. Можно ведь вывесить на официальный сайт несколько сотен, а то и тысяч нормативно-правовых актов: изучайте, мол. Вроде бы есть информация, а на деле – не всякий юрист разберется. Здесь же все нужные сведения изложены в доступной форме. По каждой теме – одна-две страницы сжатой информации о том, что нужно сделать, начиная предпринимательскую деятельность в той или иной сфере. У предприятий малого, тем более микробизнеса в штате обычно нет юристов, они до всего доходят сами. А именно такие предприятия составляют в нашей стране большинство. Облегчить им жизнь – наша задача.
Уроки «Школы предпринимательства» подразделены по тематике. В каждом дается разъяснение со ссылкой на законодательство во всех областях, затрагиваемых деятельностью рассматриваемого бизнеса. И особенно ценно, что разъяснения эти даются специалистами Роспотребнадзора – структуры, которая впоследствии придет к бизнесмену с проверкой. Получить детальную информацию от эксперта и иметь возможность ссылаться на него – дополнительная гарантия от непонятных претензий со стороны любого из контрольно-надзорных органов.
Каждый выбирает
для себя
– С предпринимателями мы работаем не только в формате «школы», – рассказал руководитель Управления Роспотребнадзора по Тульской области Александр Ломовцев. – Ежегодно проводятся десятки семинаров – плановых и тематических, организованных по запросам предпринимателей. По 60 тысяч человек в год проходят гигиеническую подготовку, необходимую как сотрудникам медицинских, образовательных учреждений, так и широкому спектру работников пищевой промышленности, сферы торговли и бытовых услуг. В преддверии массовых мероприятий в регионе мы проводим разъяснительную работу с целевой аудиторией предпринимателей. Например, в связи с проектом «Тула – Новогодняя столица России» консультировали представителей гостиничного бизнеса и нестационарной розничной торговли. Интерактивная «Школа предпринимателя» представлена на официальном сайте управления. Информация с периодичностью один раз в неделю подается в форме отдельных тематических уроков. На сегодняшний день в Интернете их выложено 128.
В 2017 году региональным Управлением Роспотребнадзора совместно с Тульской торгово-промышленной палатой впервые был выпущен в печатной форме «Путеводитель по законодательству о санитарно-эпидемиологическом благополучии и защите прав потребителя», включивший 58 уроков из программы «Школы предпринимателя» на темы, наиболее часто вызывающие вопросы начинающих бизнесменов.
О правах потребителя и ответственности продавца при обнаружении в товаре недостатков. Об исключении проверки в отношении юридического лица или ИП из ежегодного плана проведения плановых проверок. О требованиях к размещению, устройству и содержанию объектов торговли, спорта, организаций медицинского, коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги… «Школа предпринимательства», кажется, рассказала уже обо всех возможных видах деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и требованиях нормативных документов к каждому. Но жизнь периодически подбрасывает новые темы.
Сегодня предприниматель может получить правовую подготовку и при создании ресторана нетрадиционной кухни, и при организации продажи товаров дистанционным способом. Начинающему бизнесмену расскажут, какие нормы действуют на данный момент в отношении маркировки продукции для детей и подростков, как не нарушить прав потребителя при приобретении туристского продукта, какие санитарно-гигиенические требования предъявляются к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда…
Под Новый год возросла популярность урока, знакомящего с нормами, которые необходимо соблюсти при фасовке кондитерских изделий в подарочные упаковки. В марте повысится актуальность разъяснительной работы с владельцами косметических кабинетов. Потом поднимется спрос на информацию о подготовке зон отдыха на водоемах области в летний купальный сезон; о реализации бахчевых культур объектами мелкорозничной торговли…
Свою целевую аудиторию эти уроки будут иметь всегда.
– На мой взгляд, как бизнес-омбудсмена, личное общение контрольно-административного характера в регионе, как и в целом по стране, должно минимизироваться с учетом риск-ориентированного подхода, а на первое место должна выходить профилактическая, разъяснительная, информационная работа, – резюмировал Александр Головин. – Как цель хорошего врача – не вылечить как можно больше пациентов, а сделать так, чтобы как можно меньше людей заболело, так и контрольно-надзорный орган должен функционировать не ради того, чтобы выявлять нарушения и приумножать сумму штрафов. Его задача – работая с потенциальными нарушителями закона и теми, кто может пострадать от их деятельности, создать предпосылки для того, чтобы большая часть нарушений исчезла вовсе.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему