Политика
18:40, 04 апреля 2016
По новым правилам
Алексей ШЕРШНЕВ
Андрей ЛЫЖЕНКОВ
Областной Думой был принят закон, который предусматривает, что кандидатами на пост губернатора региона могут быть не только граждане, поддержанные партиями, но и самовыдвиженцы.
В последний раз туляки выбирали главу региона 15 лет назад – 8 апреля 2001 года. Затем назначения на эту должность проводились лишь по представлению Президента РФ. И вот теперь и федеральные, и областные нормативные акты необходимо приводить в соответствие, адаптировать, дорабатывать.
В нашей области с законодательными инициативами чаще всего выступает избирательная комиссия. Ее перу принадлежит и поправка о возможности любому гражданину РФ старше 30 лет независимо от прописки и отношений с партиями принимать участие в выборах губернатора.
Самовыдвиженцу, как и кандидату от партии, необходимо пройти «муниципальный фильтр» – собрать подписи 71 депутата из районов и поселений, но при этом представить в комиссию еще 24 297 автографов избирателей. Это количество равняется двум процентам от их общего числа – 1 214 851.
– Можно больше, но меньше нельзя, – уточнил председатель облизбиркома Сергей Костенко. – Сто процентов подписей подлежит проверке. Если все будет нормально, то данное лицо будет зарегистрировано в качестве кандидата. Никаких драконовских мер мы не ввели, невыполнимых задач перед самовыдвиженцами не ставится.
Комиссия полагает, что желающий стать губернатором уже при сборе подписей должен продемонстрировать свой организационный ресурс. А это тоже своего рода показатель, дающий представление по крайней мере о его организаторских качествах.
Еще одна новация – досрочное голосование на выборах главы региона отменяется, правда, не окончательно.
– Федеральный законодатель установил другую норму. Теперь досрочное голосование будет возможным только тогда, когда голосование за главу региона не будет совпадать с проведением выборов федерального уровня, – прокомментировал секретарь облизбиркома Николай Климов.
Тем не менее возможности проголосовать никто не лишается, ведь будут действовать открепительные удостоверения. С 3 августа по 7 сентября их можно получить в территориальной избирательной комиссии, а с 8 по 17 сентября – в УИК.
Поводом для таких изменений стали вполне обоснованные размышления о том, зачем вообще проводить выборы, если, например, при явке менее 50 процентов, скажем, половина жителей поставили галочки в бюллетене раньше установленного дня, причем преимущественно за одного и того же кандидата. Такие, по словам Сергея Костенко, волшебные выборы нам не нужны, и современное законодательство нацелено на создание максимальной открытости всех этапов этого процесса.
Кстати, в 2001 году, в период последнего всенародного избрания губернатора, в комиссию поступило 205 писем, жалоб. Несколько исковых заявлений было рассмотрено в областном суде. 87,3 процента всех обращений касались нарушений законодательства о выборах, связанных с ведением агитационной кампании и деятельностью СМИ, в том числе республиканских. Облизбирком направил в УВД 23 представления на нарушения, в том числе в части финансирования избирательной кампании.
Органами внутренних дел к административной ответственности было привлечено 66 человек.
Наверняка многие помнят историю о своеобразном демарше кандидатов в губернаторы: когда лидером в первом туре стал Василий Стародубцев, четверо его оппонентов отказались участвовать в дальнейшей гонке.
Тогда удалось законодательно урегулировать эту проблему, и повторное голосование состоялось-таки 22 апреля.
Вячеслав Назаренко, руководивший в тот период областной избирательной комиссией, так прокомментировал ситуацию: «Все изложенное говорит о необходимости совершенствования как федерального, так и в субъектах Российской Федерации законодательства, усиления ответственности и оперативности в рассмотрении дел правоохранительными органами, повышения профессионализма избирательных комиссий». К чему, собственно, и были направлены стремления в последние годы.
Сейчас политический фон, разумеется, совсем иной, и в благоразумии политических деятелей сомнений гораздо меньше, но, как показала практика, от черного пиара, попыток дестабилизации обстановки некоторым политтехнологам отказаться все же тяжело.
А потому прежде федеральные законодатели, а за ними и региональные приняли ряд нововведений, чтобы упорядочить доступ на участки и наблюдателей, и представителей СМИ. Ведь именно под этих персонажей чаще всего мимикрируют, скажем так, засланцы.
– Например, у нарушителя, удаленного с избирательного участка в Узловой, как выяснилось, было при себе три удостоверения – наблюдателя, члена комиссии с правом совещательного голоса и журналиста. Это стало бесстыдной технологией, – считает зампред облизбиркома Александр Машков. – Чтобы корреспондент имел право освещения выборов, он должен аккредитоваться. А для этого обязан состоять либо в трудовых отношениях с редакцией СМИ, либо работать в ней на основании гражданско-правового договора не менее двух месяцев до дня опубликования решения о назначении выборов.
Порядок аккредитации определяет ЦИК, пока он еще, как говорится, не спущен на места, и комментировать юридические нюансы этой процедуры в региональной комиссии не берутся.
Но сам принцип – нет корреспондента в списке, не попадет он и на участки – вполне очевиден, и действовать он будет и на выборах губернатора, и депутатов Государственной думы.
По словам Сергея Костенко, прессе, работающей профессионально, честно, опасаться нечего.
Андрей ЛЫЖЕНКОВ
Областной Думой был принят закон, который предусматривает, что кандидатами на пост губернатора региона могут быть не только граждане, поддержанные партиями, но и самовыдвиженцы.
В последний раз туляки выбирали главу региона 15 лет назад – 8 апреля 2001 года. Затем назначения на эту должность проводились лишь по представлению Президента РФ. И вот теперь и федеральные, и областные нормативные акты необходимо приводить в соответствие, адаптировать, дорабатывать.
В нашей области с законодательными инициативами чаще всего выступает избирательная комиссия. Ее перу принадлежит и поправка о возможности любому гражданину РФ старше 30 лет независимо от прописки и отношений с партиями принимать участие в выборах губернатора.
Самовыдвиженцу, как и кандидату от партии, необходимо пройти «муниципальный фильтр» – собрать подписи 71 депутата из районов и поселений, но при этом представить в комиссию еще 24 297 автографов избирателей. Это количество равняется двум процентам от их общего числа – 1 214 851.
– Можно больше, но меньше нельзя, – уточнил председатель облизбиркома Сергей Костенко. – Сто процентов подписей подлежит проверке. Если все будет нормально, то данное лицо будет зарегистрировано в качестве кандидата. Никаких драконовских мер мы не ввели, невыполнимых задач перед самовыдвиженцами не ставится.
Комиссия полагает, что желающий стать губернатором уже при сборе подписей должен продемонстрировать свой организационный ресурс. А это тоже своего рода показатель, дающий представление по крайней мере о его организаторских качествах.
Еще одна новация – досрочное голосование на выборах главы региона отменяется, правда, не окончательно.
– Федеральный законодатель установил другую норму. Теперь досрочное голосование будет возможным только тогда, когда голосование за главу региона не будет совпадать с проведением выборов федерального уровня, – прокомментировал секретарь облизбиркома Николай Климов.
Тем не менее возможности проголосовать никто не лишается, ведь будут действовать открепительные удостоверения. С 3 августа по 7 сентября их можно получить в территориальной избирательной комиссии, а с 8 по 17 сентября – в УИК.
Поводом для таких изменений стали вполне обоснованные размышления о том, зачем вообще проводить выборы, если, например, при явке менее 50 процентов, скажем, половина жителей поставили галочки в бюллетене раньше установленного дня, причем преимущественно за одного и того же кандидата. Такие, по словам Сергея Костенко, волшебные выборы нам не нужны, и современное законодательство нацелено на создание максимальной открытости всех этапов этого процесса.
Кстати, в 2001 году, в период последнего всенародного избрания губернатора, в комиссию поступило 205 писем, жалоб. Несколько исковых заявлений было рассмотрено в областном суде. 87,3 процента всех обращений касались нарушений законодательства о выборах, связанных с ведением агитационной кампании и деятельностью СМИ, в том числе республиканских. Облизбирком направил в УВД 23 представления на нарушения, в том числе в части финансирования избирательной кампании.
Органами внутренних дел к административной ответственности было привлечено 66 человек.
Наверняка многие помнят историю о своеобразном демарше кандидатов в губернаторы: когда лидером в первом туре стал Василий Стародубцев, четверо его оппонентов отказались участвовать в дальнейшей гонке.
Тогда удалось законодательно урегулировать эту проблему, и повторное голосование состоялось-таки 22 апреля.
Вячеслав Назаренко, руководивший в тот период областной избирательной комиссией, так прокомментировал ситуацию: «Все изложенное говорит о необходимости совершенствования как федерального, так и в субъектах Российской Федерации законодательства, усиления ответственности и оперативности в рассмотрении дел правоохранительными органами, повышения профессионализма избирательных комиссий». К чему, собственно, и были направлены стремления в последние годы.
Сейчас политический фон, разумеется, совсем иной, и в благоразумии политических деятелей сомнений гораздо меньше, но, как показала практика, от черного пиара, попыток дестабилизации обстановки некоторым политтехнологам отказаться все же тяжело.
А потому прежде федеральные законодатели, а за ними и региональные приняли ряд нововведений, чтобы упорядочить доступ на участки и наблюдателей, и представителей СМИ. Ведь именно под этих персонажей чаще всего мимикрируют, скажем так, засланцы.
– Например, у нарушителя, удаленного с избирательного участка в Узловой, как выяснилось, было при себе три удостоверения – наблюдателя, члена комиссии с правом совещательного голоса и журналиста. Это стало бесстыдной технологией, – считает зампред облизбиркома Александр Машков. – Чтобы корреспондент имел право освещения выборов, он должен аккредитоваться. А для этого обязан состоять либо в трудовых отношениях с редакцией СМИ, либо работать в ней на основании гражданско-правового договора не менее двух месяцев до дня опубликования решения о назначении выборов.
Порядок аккредитации определяет ЦИК, пока он еще, как говорится, не спущен на места, и комментировать юридические нюансы этой процедуры в региональной комиссии не берутся.
Но сам принцип – нет корреспондента в списке, не попадет он и на участки – вполне очевиден, и действовать он будет и на выборах губернатора, и депутатов Государственной думы.
По словам Сергея Костенко, прессе, работающей профессионально, честно, опасаться нечего.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий
Ранее на тему
Общие идеи и действия
29 марта, 18:56
Нужны грамотные и неравнодушные
08 февраля, 18:53
Кандидатом быть научат
18 января, 18:41
Три принципа единороссов
28 декабря, 19:38