Политика

18:40, 04 апреля 2016

По новым правилам

 Алексей ШЕРШНЕВ
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ

Областной Думой был принят закон, который предусматривает, что кандидатами на пост губернатора региона могут быть не только граждане, поддержанные партиями, но и самовыдвиженцы.

В последний раз туляки выбирали главу региона 15 лет назад – 8 апреля 2001 года. Затем назначения на эту должность проводились лишь по представлению Президента РФ. И вот теперь и федеральные, и областные нормативные акты необходимо приводить в соответствие, адаптировать, дорабатывать.
В нашей области с законодательными инициативами чаще всего выступает избирательная комиссия. Ее перу принадлежит и поправка о возможности любому гражданину РФ старше 30 лет независимо от прописки и отношений с партиями принимать участие в выборах губернатора.
Самовыдвиженцу, как и кандидату от партии, необходимо пройти «муниципальный фильтр» – собрать подписи 71 депутата из районов и поселений, но при этом представить в комиссию еще 24 297 автографов избирателей. Это количество равняется двум процентам от их общего числа – 1 214 851.
– ­Можно боль­ше, но меньше нельзя, – уточнил председатель облизбиркома Сергей Костенко. – Сто процентов подписей подлежит проверке. Если все будет нормально, то данное лицо будет зарегистрировано в качестве кандидата. Никаких драконовских мер мы не ввели, невыполнимых задач перед самовыдвиженцами не ставится.
Комиссия полагает, что желающий стать губернатором уже при сборе подписей должен продемонстрировать свой организационный ресурс. А это тоже своего рода показатель, дающий представление по крайней мере о его организаторских качествах.
Еще одна новация – досрочное голосование на выборах главы региона отменяется, правда, не окончательно.
– Федеральный законодатель установил другую норму. Теперь досрочное голосование будет возможным только тогда, когда голосование за главу региона не будет сов­падать с проведением выборов федерального уровня, – прокомментировал секретарь облизбиркома Николай Климов.
Тем не менее возможности проголосовать никто не лишается, ведь будут действовать открепительные удостоверения. С 3 августа по 7 сентября их можно получить в территориальной избирательной комиссии, а с 8 по 17 сентября – в УИК.
Поводом для таких изменений стали вполне обоснованные размышления о том, зачем вообще проводить выборы, если, например, при явке менее 50 процентов, скажем, половина жителей поставили галочки в бюллетене раньше установленного дня, причем преимущественно за одного и того же кандидата. Такие, по словам Сергея Костенко, волшебные выборы нам не нужны, и современное законодательство нацелено на создание максимальной открытости всех этапов этого процесса.
Кстати, в 2001 году, в период последнего всенародного избрания губернатора, в комиссию поступило 205 писем, жалоб. Несколько исковых заявлений было рассмотрено в областном суде. 87,3 процента всех обращений касались нарушений законодательства о выборах, связанных с ведением агитационной кампании и деятельностью СМИ, в том числе республиканских. Облизбирком направил в УВД 23 представления на нарушения, в том числе в части финансирования избирательной кампании.
Органами внутренних дел к административной ответственности было привлечено 66 человек.
Наверняка многие помнят историю о своеобразном демарше кандидатов в губернаторы: когда лидером в первом туре стал Василий Стародубцев, четверо его оппонентов отказались участвовать  в дальнейшей гонке.
Тогда удалось законодательно урегулировать эту проблему, и повторное голосование состоялось-таки 22 апреля.
Вячеслав Назаренко, руководивший в тот период областной избирательной комиссией, так прокомментировал ситуацию: «Все изложенное говорит о необходимости совершенствования как федерального, так и в субъектах Российской Федерации законодательства, усиления ответственности и оперативности в рассмотрении дел правоохранительными органами, повышения профессионализма избирательных комиссий». К чему, собственно, и были направлены стремления в последние годы.
Сейчас политический фон, разумеется, совсем иной, и в благоразумии политических деятелей сомнений гораздо меньше, но, как показала практика, от черного пиара, попыток дестабилизации обстановки некоторым политтехнологам отказаться все же тяжело.
А потому прежде федеральные законодатели, а за ними и региональные приняли ряд нововведений, чтобы упорядочить доступ на участки и наблюдателей, и представителей СМИ. Ведь именно под этих персонажей чаще всего мимикрируют, скажем так, засланцы.
– Например, у нарушителя, удаленного с избирательного участка в Узловой, как выяснилось, было при себе три удостоверения – наблюдателя, члена комиссии с правом совещательного голоса и журналиста. Это стало бесстыдной технологией, – считает зампред облизбиркома Александр Машков. – Чтобы кор­рес­пондент имел право освещения выборов, он должен аккредитоваться. А для этого обязан состоять либо в трудовых отношениях с редакцией СМИ, либо работать в ней на основании гражданско-правового договора не менее двух месяцев до дня опубликования решения о назначении выборов.
Порядок аккредитации определяет ЦИК, пока он еще, как говорится, не спущен на места, и комментировать юридические нюансы этой процедуры в региональной комиссии не берутся.
Но сам принцип – нет кор­рес­пондента в списке, не попадет он и на участки – вполне очевиден, и действовать он будет и на выборах губернатора, и депутатов Государственной думы.
По словам Сергея Костенко, прессе, работающей профессионально, честно, опасаться нечего. 
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему